Сибирские огни, 1985, № 6

в частности, своеобразное применение та уне идея «правильных» гастролей нашла в наши дни в Томской области. Речь идет о фестивалях искусств «Северное сияние» в Днях культуры, систематически проводи­ мых здесь уже в течение ряда лет. Более половины населения этой богатой области Западной Сибири — нефтяники, геологи, рыбаки, энергетики, буровики, сельскохозяйственные рабочие и колхозники живут по берегам больших сибирских цв — Оби, Томи, Васюгана. ■Большие рас­ стояния, бездорожье, отсутствие транспор- ,. 3 , разбросанность поселков и вахт созда­ вали значительные трудности для культур­ ного обслуживания этих мест. Возникла мысль максимально использовать для этих целей навигационный период. О&іом КПСС и облисполком приняли решение о создании плавучих культбаз в строительстве театрально-концертных пло­ щадок под открытым небом — по берегам рек их сооружено теперь 36, каждая вме­ щает до 3-х тысяч зрителей. Управлению культуры выделены 5 вместительных тепло­ ходов, которые удобны для проживания, репетиций и кроме того имеют просторные салоны, где можно также показывать спектакли и концерты на случай ненастной погоды. В соответствии с графиками движения культбаз и комплексными планами куль­ турного обслуживания населения, обяза­ тельными как для хозяйственников, так и для культработников, зрители доставля­ ются на места стоянок культбаз из дальних и ближних сел. За время навигации все пять культбаз проходят по рекам области не менее 60 тысяч километров, обслуживая более четверти миллиона жителей в 400 населенных пунктах. Конечно, в данном случае речь идет не только о гастролях театральных коллекти­ вов — в общий план включены и концерт­ ные бригады, и творческие группы, пред­ ставляющие различные художественные учебные заведения, творческие союзы, са- модейтельные коллективы. Вот репертуар 14-го по счету фестиваля искусств «Север­ ное сияние», который прошел в 1979 г., он достаточно характерен. В фестивале при­ няли участие: — ансамбль песни и пляски Прибалтий­ ского военного округа; — Кубанский казачий хор; , — концертный коллектив при участии заслуженной артистки РСФСР Н. Татьян- ченко; , — Оренбургский русский народный хор; — творческая группа Ленинградского академического театра им. Пушкина под руководством нар. арт. СССР И. Горбачева; — ансамбль народного танца Башкир­ ской АССР; — творческая группа Ленинградского ин­ ститута театра музыки и кинематографии (ЛГИТМиК); — фольклорно-хореографический ан­ самбль «Хорошки»; — областной драматический театр Томска; — симфонический оркестр Томской об­ ластной филармонии; — Томский областной театр кукол; — народный драматический театр Лома ученых Томска; — творческая группа томских писателей, художников, композиторов; — народный хор электролампового за­ вода. «План культурного обслуживания насе­ ления должен быть столь же долговремен­ ным и скоординированным, как и в обла­ сти распределения и планирования матери­ альных и других ресурсов. Его необходимо включать как составную часть в перспектив­ ный комплексный план идейно-воспита­ тельной работы»,— писал бывший тогда первым секретарем Томского обкома — ныне секретарь ЦК КПСС Е. Лигачев и приводил пример первого опыта состав­ ления трехлетного плана, созданного сов­ местно с Министерством культуры СССР и Министерством культуры РСФСР Но сделанного томичам показалось ма­ ло: для того чтобы устранить сезонность в культурном обслуживании городов, сел и вахт области, в декабре 1978 г. секрета­ риат обкома партии принял решение о про­ ведении в течение зимы «Дней культуры», которые представляли собой обменные га­ строли томичей в Асино, Колпашево, Стре- жевом и Бокчарском районах при условии ответных выступлений деятелей культуры городов области на сценах Томска. Комплексный подход к пропаганде куль­ турных ценностей среди тружеников, добы­ вающих в суровых условиях Севера Том­ ской области богатства природы, ставящих их на службу нашей Родине, приобрел устойчивый характер. Год от года раз­ вивается сотрудничество с томичами мо­ сковских театров «Современник», имени Евг. Вахтангова, Ленинградского театра им. А. С. Пушкина, Русского драматиче­ ского театра БССР им. М. Горького, Грузинского академического театра им. Шота Руставели, Ярославского академи­ ческого театра им. Ф. Волкова, Свердлов­ ского и Пермского академических театров оперы и балета. Уже девятнадцать раз проводился фестиваль «Северное сияние», доказавший свою жизненность и необхо­ димость в условиях вахтового метода освоения Севера. Причем не только жители отдаленных районов страны, но и арти­ сты, повидавшие среди дремучей тайги и болот новые благоустроенные города, поселки вахтовиков, познакомившись с те­ ми, кто там работает, преображая глухие прежде и безлюдные места, почувствовали себя обогащенными. Об этом рассказывал в областной газете народный артист СССР М. Ульянов, побывавший на вертолете в районе интенсивного развития нефтяной промышленности за тысячу километров от Томска. Теперь томичи вынашивают новые планы расширения культурных связей си­ биряков с культурой центра страны, ста­ вят задачи, с одной стороны, об удовлетво­ рении интересов малых городов и поселков (создание небольших мобильных, но высо­ кохудожественных концертных групп) и, с другой, о выходе на широкого массо­ вого зрителя (речь идет о планировании га­ строльной деятельности во дворцах зрелищ ' Лигачев Е. Встречи, несущие свет,— Советская культура. 1979. 12 июня.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2