Сибирские огни, 1985, № 6
в частности, своеобразное применение та уне идея «правильных» гастролей нашла в наши дни в Томской области. Речь идет о фестивалях искусств «Северное сияние» в Днях культуры, систематически проводи мых здесь уже в течение ряда лет. Более половины населения этой богатой области Западной Сибири — нефтяники, геологи, рыбаки, энергетики, буровики, сельскохозяйственные рабочие и колхозники живут по берегам больших сибирских цв — Оби, Томи, Васюгана. ■Большие рас стояния, бездорожье, отсутствие транспор- ,. 3 , разбросанность поселков и вахт созда вали значительные трудности для культур ного обслуживания этих мест. Возникла мысль максимально использовать для этих целей навигационный период. О&іом КПСС и облисполком приняли решение о создании плавучих культбаз в строительстве театрально-концертных пло щадок под открытым небом — по берегам рек их сооружено теперь 36, каждая вме щает до 3-х тысяч зрителей. Управлению культуры выделены 5 вместительных тепло ходов, которые удобны для проживания, репетиций и кроме того имеют просторные салоны, где можно также показывать спектакли и концерты на случай ненастной погоды. В соответствии с графиками движения культбаз и комплексными планами куль турного обслуживания населения, обяза тельными как для хозяйственников, так и для культработников, зрители доставля ются на места стоянок культбаз из дальних и ближних сел. За время навигации все пять культбаз проходят по рекам области не менее 60 тысяч километров, обслуживая более четверти миллиона жителей в 400 населенных пунктах. Конечно, в данном случае речь идет не только о гастролях театральных коллекти вов — в общий план включены и концерт ные бригады, и творческие группы, пред ставляющие различные художественные учебные заведения, творческие союзы, са- модейтельные коллективы. Вот репертуар 14-го по счету фестиваля искусств «Север ное сияние», который прошел в 1979 г., он достаточно характерен. В фестивале при няли участие: — ансамбль песни и пляски Прибалтий ского военного округа; — Кубанский казачий хор; , — концертный коллектив при участии заслуженной артистки РСФСР Н. Татьян- ченко; , — Оренбургский русский народный хор; — творческая группа Ленинградского академического театра им. Пушкина под руководством нар. арт. СССР И. Горбачева; — ансамбль народного танца Башкир ской АССР; — творческая группа Ленинградского ин ститута театра музыки и кинематографии (ЛГИТМиК); — фольклорно-хореографический ан самбль «Хорошки»; — областной драматический театр Томска; — симфонический оркестр Томской об ластной филармонии; — Томский областной театр кукол; — народный драматический театр Лома ученых Томска; — творческая группа томских писателей, художников, композиторов; — народный хор электролампового за вода. «План культурного обслуживания насе ления должен быть столь же долговремен ным и скоординированным, как и в обла сти распределения и планирования матери альных и других ресурсов. Его необходимо включать как составную часть в перспектив ный комплексный план идейно-воспита тельной работы»,— писал бывший тогда первым секретарем Томского обкома — ныне секретарь ЦК КПСС Е. Лигачев и приводил пример первого опыта состав ления трехлетного плана, созданного сов местно с Министерством культуры СССР и Министерством культуры РСФСР Но сделанного томичам показалось ма ло: для того чтобы устранить сезонность в культурном обслуживании городов, сел и вахт области, в декабре 1978 г. секрета риат обкома партии принял решение о про ведении в течение зимы «Дней культуры», которые представляли собой обменные га строли томичей в Асино, Колпашево, Стре- жевом и Бокчарском районах при условии ответных выступлений деятелей культуры городов области на сценах Томска. Комплексный подход к пропаганде куль турных ценностей среди тружеников, добы вающих в суровых условиях Севера Том ской области богатства природы, ставящих их на службу нашей Родине, приобрел устойчивый характер. Год от года раз вивается сотрудничество с томичами мо сковских театров «Современник», имени Евг. Вахтангова, Ленинградского театра им. А. С. Пушкина, Русского драматиче ского театра БССР им. М. Горького, Грузинского академического театра им. Шота Руставели, Ярославского академи ческого театра им. Ф. Волкова, Свердлов ского и Пермского академических театров оперы и балета. Уже девятнадцать раз проводился фестиваль «Северное сияние», доказавший свою жизненность и необхо димость в условиях вахтового метода освоения Севера. Причем не только жители отдаленных районов страны, но и арти сты, повидавшие среди дремучей тайги и болот новые благоустроенные города, поселки вахтовиков, познакомившись с те ми, кто там работает, преображая глухие прежде и безлюдные места, почувствовали себя обогащенными. Об этом рассказывал в областной газете народный артист СССР М. Ульянов, побывавший на вертолете в районе интенсивного развития нефтяной промышленности за тысячу километров от Томска. Теперь томичи вынашивают новые планы расширения культурных связей си биряков с культурой центра страны, ста вят задачи, с одной стороны, об удовлетво рении интересов малых городов и поселков (создание небольших мобильных, но высо кохудожественных концертных групп) и, с другой, о выходе на широкого массо вого зрителя (речь идет о планировании га строльной деятельности во дворцах зрелищ ' Лигачев Е. Встречи, несущие свет,— Советская культура. 1979. 12 июня.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2