Сибирские огни, 1985, № 6

различных комнат, вплоть до подвалов, не могло дать желаемого роста театральной публики. Одна за другой возникают идеи разви­ тия массовости театрального искусства. А. А. Гвоздев утверждал, что празднества, вынесенные широкими массами пролетари­ ата на улицу, обнажили, наконец, ограни­ ченность старого буржуазного театра, зам­ кнувшегося в сценической коробке оперно- балетного здания в целях обслуживания немногих избранных. По мнению ученого, новый, подлинно демократический вид ис­ кусства площадей и улиц заставил пере­ смотреть все театральные ценности и осо­ знать, что будущее театра скрыто в тех богатых, но еще неясных возможностях, какие постепенно обнаруживают себя в массовых празднествах ревЬлюционных лет. Предсказывая развитие театра будущего, как театра под открытым небом, где зрите­ ли будут собираться сотнями тысяч, П. М. Керженцев настаивал также и на ином пу­ ти превращения театров в истинно обще­ доступные: «Разве не вопиющей аномалией является теперь переполнение театрами центров столиц и обездоление ими окра­ ины? — спрашивал он.— Почему окраины должны быть лишены возможности иметь лучшую оперу у себя под боком? Почему тверичи или нижегородцы умрут, а не увидят Художественного театра или Сту­ дий, а крестьяне Орловской губернии услы­ шат Шаляпина лишь в хрипящем граммо­ фоне?» Выход из тупика Керженцев видел «в правильной циркуляции по стране лучших трупп: Москва, столетия имевшая лучшие театры, обязана дать свои труппы хоть на один сезон в другие города. Пусть Большой театр переселится в Нижний или Саратов, Малый или Художественный — в какие-нибудь другие крупные города. Это переселение даст возможность показывать себя в лучших театрах каким-нибудь но­ вым труппам и молодым пролетарским начинаниям» Идея «правильной циркуляции» по стра­ не театральных трупп, иными словами «правильных» гастролей, существовала еще задолго до революции. Мечтая о театре подлинно народном, сфера влияния котрро- го охватила бы не только интеллигенцию, но и «осветила темную жизнь бедного класса», К. С. Станиславский говорил: «Хочу образовать новое общество провин­ циальных театров. Соберу несколько трупп, сниму несколько театров в разных городах. Каждая труппа будет играть хорошо поставленных и срепетированных 10—15 пьес... Труппы будут чередоваться. Быть может, таким образом удастся оживить заснувшее провинциальное дело. Работы много и предстоит еще больше» По различным причинам Станиславскому не суждено было осуществить свой за­ мысел. Но идея «правильных гастролей» все же осуществилась в деятельности си­ бирской группы театров. Случилось это уже в советское время, в начале первой пятилетки. К тому времени театральные труппы Сибири работали с громадным ‘ Керженцев П. М. Творческий театр.— Пг., 1920. 4 изд.. с. 145—146. • В кн.: К. С. Станиславский. Статьи. Речи, Б е­ седы. Письма. М., Искусство, 1953, с. 159—163. дефицитом, все театры разъедала сезон­ ность. Так, в 1928 г. новосибгірскйй Сибгос. театр открыл сезон драмой (до этого здесь существовал оперный коллектив), быль приглашены солидные актеры (Демидова, Бецкий, Ливанов, Ордынский), во главе труппы встал опытный режиссер Г. К. Невский. Однако, как отмечали рецензентіа, в коллективе явно ощущалась неслажен, ность. Да и о какой художественной цель- ности спектакля могла идти речь, если за два месяца скоропалительно собранная труппа подготовила и показала 18 спек, таклей! В пестром репертуарном списке значились: «Любовь Яровая» и «Смертель­ ный поцелуй», «Пушкин и Николай 1 »і и «Чудеса в решете», один за другим шли спектакли «Маркитантка Сигаретт», «Вред, ный элемент», «Гроза», «Ревизор», «Пси- ша», «Горе от ума», «Заговор императри­ цы», «Турандот», «Дочь генерал-губернато­ ра», «Любовь под вязами», «Ремесло гос­ подина кюре». Даже докатившись до «Шпанской мушки» и «Хорошо сшитого фрака», коллектив не поправил дела, и по. сещаемость не превышала 40—50% от вместимости зрительного зала. В лучшем положении находился гастро. лировавший два сезона подряд в Омске так называемый «Театр-Сибкорш» — кол- лектив под руководством В. Ф. Торского, в который входило несколько актеров теат­ ра Корш. Во всяком случае, сезоны 1927/28 и 1928/29 гг. были закончены без дефицита, и Омск по постановкам вы. делился на первое место из городов Сибири. В сезоне 1929/30 г. перед театральной Сибирью как никогда остро встала задача закрепить позиции советского драмати­ ческого театра. По инициативе Запсибкрай- кома ВКП(б) в Новосибирске проводится совещание руководителей театров всех си­ бирских городов. Принимается решение об организации Управления зрелищными пред. приятиями Сибирского края (УЗПС), Вместе с краевым советом по делам искусств УЗПС призвано было «оздо­ ровить театральную жизнь края», уст­ ранив сезонность, случайность в подборе трупп. Взяв в свои руки все театральные пред­ приятия края, УЗПС проводило «обмен» не только драматических, но и оперных, и опереточных трупп, а также симфони­ ческих оркестров. В план «комбинирован­ ного» обслуживания населения входили Омск, Томск, Новосибирск, Барнаул, горо­ да Кузбасса (Щегловск, Ленинск, Про­ копьевск). Намеченный план начал выпол­ няться уже в сезоне 1929/30 г. Так, омская труппа работала в Новосибирске до 12 января 1930 г. А тем временем вновь соз­ данная драматическая труппа Омска го­ товила новый репертуар, «обкатывала» его на зрителе, создавала базу для гастроль­ ных обменов. Опыт «правильных» или «комбинирован­ ных» гастролей в целом оказался успешным. Он оживил театральную жизнь Сибири, вызвал приток нового зрителя и может служить историческим предшественником сегодняшним исканиям форм координации театральной жизни в масштабах страны и региона.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2