Сибирские огни, 1985, № 6

.Ілуякаию «народного увеселения». Огово- гврныься, что под словом «увеселение» не сле- Ідует понимать лишь развлечение, лишенное акакой-либо социальной значимости. Задав 1вопрос — «Что нравится народу, что пора- I жяет его? Какой язык ему понятен?» — I Пуьикин отвечал, что содержанием драма- і].гическоРО искусства, понятного народу, . поражающего его, является «судьба чело- / веческая, судьба народная». Рассматривая ^театр в испгорическом аспекте, поэт утвер- , ждал: «Драма оставила площадь и перене- , слася в чертоги по т^)ебованию образован- ного, избранного общества. Поэт переселил- , ся ко двору. Между тем драма остается верною первоначальному своему назначе- 6 нию— действовать на множество, занимать 5 его любопытство». Подчеркнув противоре- дчие между историческим предназначением театра «действовать на множество» и исто­ рическим казусом — драма «перенеслася I в чертоги», Пушкин здесь же отмечает ка­ чественное изменение, ставшее следствием общения театра с новым зрителем; «Но тут 6 драма оставила язык общепонятный I и приняла наречие модное, избранное, утонченное». Взаимозависимость театра и театральной публики простирается из сферы духовной в материальную. Не случайно во всех сов­ ременных языках само слово «театр» дву­ значно и означает как здание в городе, так и действие, коюрое там представляют. Но театр не толькоь род искусства и не только здаііие, место, обеспечивающее условия для подготовки и показа спектаклей. Театр еще и относительно самостоятельная отрасль, охватывающая духовные, трудовые, мате­ риальные ресурсы, которые реализуются в динамичных организационных структурах. Специфическая характеристика этой отрас­ ли выдвигает перед ней взаимосвязанные идеологические, эстетические и экономиче­ ские цели. Она-отличается от других отрас­ лей культуры (таких, например, как про­ свещение, кинодело) характером выполня­ емых ею функций, приемами и формами, особой технологией, спецификой и услови­ ями процессов создания и потребления конечного продукта— произведения сцени­ ческого искусства. Таким образом, проблема создания теат­ ральной публики может быть рассмотрена а) с позиции борьбы за массового зрите­ ля («действовать на множество»); б) с позиции максимального удовлетворе­ ния зрительских ожиданий, как реально существующих, так и потенциальных («нра­ виться народу, поражать его», говорить на языке, ему понятном); в) с позиции создания наиболее благо­ приятных материальных условий контакта театра со зрителем. В своем трактате «Что такое искусство?» Л. Н. Толстой показал, что определяющей функцией всякого искусства является его стремление воздействовать на множество: «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек извест­ ными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами н переживаг ют их». Вынашивая идею писать для ки­ нематографа, Толстой го-ворил как о самом привлекательном качестве этого новорож­ денного искусства о его массовости; «Ведь это понятно огромным массам, притом всех народов». Идея массовости, общедоступности теат­ рального искусства издавна собирала под свои знамена передовых деятелей культуры. Выдающийся представитель французского просвещения Ж. Ж. Руссо, мечтая об искус­ стве грядущего справедливого общества, призывал не переносить в будущее зрелищ для немногих, «зрелищ, замыкающих ма­ ленькую группку людей в темном логове, где они сидят, испуганные и неподвижные, в молчании и бездействии. Нет, счастливые народы, такие празднества не для вас! Под открытым небом, на воздухе — вот где дол­ жны вы собираться, упиваясь сладостным ощущением своего счастья». Теорию теат­ ра под открытым небом, театра, доступно­ го широким народным массам, разрабаты­ вал Ромен Роллан. В целом высоко оцени­ вая роль молодого Художественного теат­ ра, А. В. Луначарский тем не менее считал «большим недостатком этого театра то, что он быстро отказался от первоначального плана стать «общедоступным», что он был осужден «на отрезанность от подлинной демократии, и его влияние оказалось зам­ кнутым в том же кругу верхов интелли­ генции...» С первых же шагов Советской власти в на­ шей стране началась борьба за приобщение широких народных масс к культуре. В про­ грамме РКП(б), принятой в 1919 году на VIII съезде партии, одна из важнейших за­ дач культурной революции была сформули- рована так: «Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находящиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров» Поразительную по размаху тягу масс к культуре отмечал еще в первые годы после победы Октября В. И. Ленин: «Смот­ рите,—говорил он В. Д. Бонч-Бруевичу,— какая громадная потребность у нашего са­ мого простого читателя к художественному творчеству и художественному изображе­ нию. Ведь это же факт замечательный, ведь этим самым подчеркивается, как нужна ху­ дожественная литература, художественное изображение в картине, в скульптуре, на сцене, в искусстве вообще для самых широ­ ких масс» Однако, несмотря на бурный рост числа людей, приобщающихся к художественной культуре, число театральных зрителей воз­ растает в ограниченных размерах. И этот факт обусловлен прежде всего спецификой театрального искусства. В самом деле, ни троительство новых театральных и клубных помещений, ни приспособление под теат­ ральные студии, в огромном числе возни­ кавшие в первые годы Советской власти. ' Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов. конференциЬЬ и пленумов ЦК (1898—1970). Изд. 8-е, доп. и испр.. т. 2, М., 1970. с. 49, ’ Бонч-Бруевич В. Д. Из моих воспоминаний. В кн. Ленин. Революция. Театр.— Л., Искусство. 1970, с. 186.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2