Сибирские огни, 1985, № 6
.Ілуякаию «народного увеселения». Огово- гврныься, что под словом «увеселение» не сле- Ідует понимать лишь развлечение, лишенное акакой-либо социальной значимости. Задав 1вопрос — «Что нравится народу, что пора- I жяет его? Какой язык ему понятен?» — I Пуьикин отвечал, что содержанием драма- і].гическоРО искусства, понятного народу, . поражающего его, является «судьба чело- / веческая, судьба народная». Рассматривая ^театр в испгорическом аспекте, поэт утвер- , ждал: «Драма оставила площадь и перене- , слася в чертоги по т^)ебованию образован- ного, избранного общества. Поэт переселил- , ся ко двору. Между тем драма остается верною первоначальному своему назначе- 6 нию— действовать на множество, занимать 5 его любопытство». Подчеркнув противоре- дчие между историческим предназначением театра «действовать на множество» и исто рическим казусом — драма «перенеслася I в чертоги», Пушкин здесь же отмечает ка чественное изменение, ставшее следствием общения театра с новым зрителем; «Но тут 6 драма оставила язык общепонятный I и приняла наречие модное, избранное, утонченное». Взаимозависимость театра и театральной публики простирается из сферы духовной в материальную. Не случайно во всех сов ременных языках само слово «театр» дву значно и означает как здание в городе, так и действие, коюрое там представляют. Но театр не толькоь род искусства и не только здаііие, место, обеспечивающее условия для подготовки и показа спектаклей. Театр еще и относительно самостоятельная отрасль, охватывающая духовные, трудовые, мате риальные ресурсы, которые реализуются в динамичных организационных структурах. Специфическая характеристика этой отрас ли выдвигает перед ней взаимосвязанные идеологические, эстетические и экономиче ские цели. Она-отличается от других отрас лей культуры (таких, например, как про свещение, кинодело) характером выполня емых ею функций, приемами и формами, особой технологией, спецификой и услови ями процессов создания и потребления конечного продукта— произведения сцени ческого искусства. Таким образом, проблема создания теат ральной публики может быть рассмотрена а) с позиции борьбы за массового зрите ля («действовать на множество»); б) с позиции максимального удовлетворе ния зрительских ожиданий, как реально существующих, так и потенциальных («нра виться народу, поражать его», говорить на языке, ему понятном); в) с позиции создания наиболее благо приятных материальных условий контакта театра со зрителем. В своем трактате «Что такое искусство?» Л. Н. Толстой показал, что определяющей функцией всякого искусства является его стремление воздействовать на множество: «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек извест ными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами н переживаг ют их». Вынашивая идею писать для ки нематографа, Толстой го-ворил как о самом привлекательном качестве этого новорож денного искусства о его массовости; «Ведь это понятно огромным массам, притом всех народов». Идея массовости, общедоступности теат рального искусства издавна собирала под свои знамена передовых деятелей культуры. Выдающийся представитель французского просвещения Ж. Ж. Руссо, мечтая об искус стве грядущего справедливого общества, призывал не переносить в будущее зрелищ для немногих, «зрелищ, замыкающих ма ленькую группку людей в темном логове, где они сидят, испуганные и неподвижные, в молчании и бездействии. Нет, счастливые народы, такие празднества не для вас! Под открытым небом, на воздухе — вот где дол жны вы собираться, упиваясь сладостным ощущением своего счастья». Теорию теат ра под открытым небом, театра, доступно го широким народным массам, разрабаты вал Ромен Роллан. В целом высоко оцени вая роль молодого Художественного теат ра, А. В. Луначарский тем не менее считал «большим недостатком этого театра то, что он быстро отказался от первоначального плана стать «общедоступным», что он был осужден «на отрезанность от подлинной демократии, и его влияние оказалось зам кнутым в том же кругу верхов интелли генции...» С первых же шагов Советской власти в на шей стране началась борьба за приобщение широких народных масс к культуре. В про грамме РКП(б), принятой в 1919 году на VIII съезде партии, одна из важнейших за дач культурной революции была сформули- рована так: «Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находящиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров» Поразительную по размаху тягу масс к культуре отмечал еще в первые годы после победы Октября В. И. Ленин: «Смот рите,—говорил он В. Д. Бонч-Бруевичу,— какая громадная потребность у нашего са мого простого читателя к художественному творчеству и художественному изображе нию. Ведь это же факт замечательный, ведь этим самым подчеркивается, как нужна ху дожественная литература, художественное изображение в картине, в скульптуре, на сцене, в искусстве вообще для самых широ ких масс» Однако, несмотря на бурный рост числа людей, приобщающихся к художественной культуре, число театральных зрителей воз растает в ограниченных размерах. И этот факт обусловлен прежде всего спецификой театрального искусства. В самом деле, ни троительство новых театральных и клубных помещений, ни приспособление под теат ральные студии, в огромном числе возни кавшие в первые годы Советской власти. ' Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов. конференциЬЬ и пленумов ЦК (1898—1970). Изд. 8-е, доп. и испр.. т. 2, М., 1970. с. 49, ’ Бонч-Бруевич В. Д. Из моих воспоминаний. В кн. Ленин. Революция. Театр.— Л., Искусство. 1970, с. 186.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2