Сибирские огни, 1985, № 6

не каждый районный центр стремился иметь свой театр. Лишенные необходимой культурно-экономической базы, они постоян­ но оказывались в чрезвычайно трудных условиях, художественный уровень спектак­ лей явно не соответствовал зрительским ожиданиям. Открытие сети колхозно-сов­ хозных передвижных театров, расширение гастрольного дела почти полностью упраз­ днили такие театры. Обслуживание сел и малых городов целиком перешло в веде­ ние крупных театров, которые стали для этой цели создавать специальные «выездные варианты» своих спектаклей. Наши дни характерны новым движением за увеличение числа театров. Только в Си­ бири открыты за последние годы театр опе­ ры и балета в Красноярске, музыкальный театр в Омске (по сути тоже оперный, с той лишь разницей, что ориентирован он на постановку и музыкальных комедий, по типу Московского театра имени К. С. Ста­ ниславского и Вл. И. Немировича-Данчен­ ко) . Появились новые театры юных зрителей в Томске и Барнауле, кукольный в Абакане и многие другие. Повсюду началось движе­ ние за открытие театров малых сцен, экспе­ риментальных театров-студий. Каждый кру­ пный театр не только Москвы и Ленинграда, но и многих городов периферии стремится иметь еще одну площадку; под театральные помещения приспосабливаются подвальные комнаты, репетиционные помещения, теат­ ральные фойе. Издавна борются между собой два прин­ ципа размещения театров и других куль­ турных учреждений внутри города. Одни считают, что каждый городской район дол­ жен иметь «свой» театр, а также культур­ ное учреждение (концертный зал филармо­ нии, музей, картинную галерею и т. д.). Другие утверждают, что целесообразнее создание единого культурного комплекса в центральной части города. Практика на эти и подобные вопросы дает настолько разноречивые ответы, что перестает быть критерием при их решении. Зависит ли посещаемость от цены биле­ та? Казалось бы, ответ необычайно прост. Однако в практике вновь парадокс: высо­ кие цены на спектакли гастролирующих, кол­ лективов отнюдь не становятся преградой для ПОЛНЫХ сборов и, наоборот, введение абонементной системы, при которой плату за билеты берут на себя профсоюзы, повсе­ местно привело к спаду посещаемости теат­ ра (в кассе аншлаг, а в зале пусто). Чем объяснить наличие городов «театральных» и «нетеатральных»? Что является реша­ ющим фактором, привлекающим устойчивый интерес зрителей? Каковы формы и методы руководства театральным делом со стороны партийных органов в тех краях и областях, где театр на подъеме?. Оправдывает ли себя идея т. и. «сбалансированного» репер­ туара театра, то есть такого подбора пьес, который удовлетворил бы любые вкусы, где в определенных пропорциях сочетались бы русская и западная классика, современная советская «производственная» и «бытовая» пьесы, трагедии, комедии и драмы? Не пра­ вильнее ли ориентировать и воспитывать коллектив в каком-либо одном направле­ нии, вырабатывать лицо театра в ключе, допустим, сатиры, трагедии или комедии? Все эти и подобные им вопросы,' актуаль­ ные для всего советского театрального искусства, непременно встают И Пере. партийными руководителями. В беседе мной секретарь по идеологии Красноярского горкома КПСС С. К. Становкин высказа ряд справедливых претензий-пожелани в адрес теоретиков театрального искусства, А суть их в следующем; необходимы мето дические разработки по руководству искус ством на основе обобщения конкретного опыта; нет работ, где раскрывалось б своеобразие нравственного климата в твор; ческом коллективе; актеры мало общаются с трудовыми коллективами, не осведомлень об их деятельности, не вооружены знанием фактов, в том числе и негативного свойства; не анализируется и не учитывается процесс непосредственного воздействия театральной культуры на уровень активности личности на производстве. Перечень вопросов, требующих ответа можно было бы продолжить, но сказанного достаточно, чтобы понять, насколько ак. туальны проблемы, возникающие каждо- дневно перед руководителями и практика, ми театра. Беседа с С. К. Становкиным проходила в то время, когда именно здесь, в Красноярском крае, зрело решение, вы. лившееся позднее в известный призыв «Превратим Сибирь в край высокой куль. турыі» Очевидно, этим и объясняется про. думанность вопросов, которыми встретил меня собеседник. Позднее не раз приходи- лось в той или иной форме слышать анало- гичные просьбы и предложения, ответить| на которые долг исследователей. Настоящая работа не претендует на пол. ноту исследования всех затронутых про. блем — эта задача под силу лишь коллекти ву ученых. Поэтому автор ограничивается более скромной целью — на основе знаком-: ства с опытом, накопленным в сибирском регионе, определить отправные точки в ра боте по воспитанию театрального зрителя; «Предмет искусства — нечто подобное! происходит со всяким другим продуктом создает публику, понимающую искусство| и способную наслаждаться красотой» писал К. Маркс. Уровень художественной жизни общест.; ва, ее интенсивность находятся в зависимо.' сти не только от качества художественной продукции и соответствия ее своему време. ни. Не менее важным фактором, характери-: зующим уровень художественной культуры, является и сам процесс распространения и усвоения эстетических ценностей. В чем же своеобразие этого процесса: применительно к театральному искусству?! На протяжении всей истории существования! театра его взаимоотношения со зрителем; строились на основе взаимовлияния. «Дра­ матическое искусство родилось на площа-І ди —для народного увеселения»,— писал А. С. Пушкин в плане статьи о народной драме и драме «Марфа Посадница», опре­ делив тем самым и массовый характер драматического искусства, и основную его ' Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 12, М., .Госполнтиздат, с. 718.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2