Сибирские огни, 1985, № 6
искнсство л. Баландин ТЕАТР И ЗРИТЕЛЬ Проблема взаимодействия театра и зри теля по сей день остается одной из самых таинственных и непредсказуемых среди мно жества аспектов деятельности театра. И это несмотря на довольно обширное количество работ, изучающих проблему с позиции куль турологии, социальной психологии, социаль ной экономики, социологии, с позиций ком плексного изучения театрального искусства, театроведения и т. д. Не утомляя читателя перечислением работ, появившихся только за последние пятнадцать — двадцать лет,-— хотя некоторые из них в дальнейшем все же придется назвать,— укажу на существова ние диаметрально противоположных выво дов, предположений, прогнозов, рекомен даций. Разночтения начинаются уже с опреде ления основного предназначения театра. Театр должен одновременно воздействовать на множество,— утверждают одни. Цель театра — удовлетворение мелкогрупповых интересов общения,— возражают другие. Отсюда требованию строительства театраль ных помещений на 1 0 0 0 и более мест про тивопоставляется настойчивое пожелание — создавать театры на 100—300 мест, не бо лее. Движение за открытие так называемых «малых сцен» — одно из следствий возник ших разногласий. Сомнению подвергается даже идея стационирования театров, ко торая, помимо «хорошо известных до стоинств», имеет «пока что еще не осознан ные крупнейшие недостатки» (К. Рудниц кий). Обретает актуальность совсем было забытый постулат П. П. Гайдебурова — создателя уникального гастрольного драма тического театра, имевшего прекрасную стационарную базу в Петербурге, но обяза тельно в течение шести месяцев разъезжав шего всей труппой по стране: «Первым, последним и необходимым элементом теат ра является зритель. Но если всякое произ ведение искусства есть выражение своего времени или даже эпохи, то Зритель, как элемент Театрального искусства, должен воплощать в себе возможно шире, полнее и отвлеченнее поколения, создающие свою эпоху. Аудитория, выделенная узкой обще ственной группой или прикрепленным к дан ному городу населением, при постоянном общении с данным театром неминуемо под чинит его себе, а подчинение целого одной части влечет за собой резкое нарушение ху дожественности. Избежать этого театр мо жет лучше всего при условии своего пере движения... Театр остается вне зависимо сти от художественного нравственного уро вня отграниченных друг от друга групп населения, не будучи вместе с тем оторван ным от жизни, от почвы, соками которой он питается» Как видим, идея взаимообогащения Теат ра и Зрителя трактовалась П. Гайдебуровым необычайно широко, гастрольное дело он по нимал как необходимый фактор деятельно сти всего театрального искусства. Правда, возражая, можно представить ту же мысль Гайдебурова о необходимости широких контактов не только в виде движения теат ра к массам, но и масс к театру, как это имеет место, например, в столичных городах с их разнообразной по составу, непрерывно меняющейся публикой театра. Конечно, в данном случае мы имеем дело с исключи тельным фактом, не характерным для теат рального искусства в целом. Но исключения, как известно, лишь подтверждают правило: общение с наивозможно более широким кру гом зрителей обогащает искусство театра, сужение круга людей, непосредственно влияющих на данный театральный кол лектив, отрицательно воздействует на театр. С той же проблемой взаимовлияния теат ра и зрителя смыкается вопрос размещения театральных зданий и театральных трупп внутри региона, области, города. Было вре мя (20-е — начало 30-х гг.), когда чуть ли ' Гайдебуров П. П. Отчет за первый год (1905— 1906) деятельности передвижного театра,— С.-П., 1907, с. 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2