Сибирские огни, 1985, № 6
тельно сказалось на прилегающих просто рах полей и лугов. Краснозерцы не ждут пассивно гидросооружений за счет огром ных государственных средств, которые пред полагается вложить в ближайшем буду щем в систему обводнения Кулунды. Воды в Карасуке в весенний разлив было вполне достаточно, но она быстро пробегала, как необузданный мустанг, и где-то к 20-26 мая пересыхала до того, что речку можно было переходить вброд. Теперь наша речка — прекрасное украшение района и источник живительной влаги, которая так необходи ма для полей, лугов и животноводства. А сколько радости она приносит жителям сел, расположенных на ее живописных берегах! Пляжи, раздолье для катания на лодках и катерах, на водных велосипедах! Лесом краснозерцы увлеклись здорово. Развели сады, даже получше, чем чисто- озерцы. Насадили лесополосы. Озеленили села, облагородили все дороги. А дороги в Краснозерске отличные. Много с твер дым покрытием: где асфальт, где загудро нированный щебень. До самого Новосибир-. ска дотянулся асфальт, почти на 100 км сократив расстояние. Все, кто приезжает в район по этой доро ге, восхищаясь ею, говорят с благоговением о лесополосах. Какие они и впрямь краси вые, а у самой дороги еще и окантованы ягодными кустарниками, облепихой, виш ней, очень много золотистой смородины. Можно остановиться — всласть полако миться. Летят самолетом люди —любуются зелеными квадратами полезащиток. Район из пустынного, степного превращен в лесо степной. А матушка-землица ответила на этот красивый наряд повышением урожаев в полтора-два раза, если сравнивать послед ние восемнадцать-двадцать лет с таким же предшествующим периодом. В районе очень много энтузиастов облесения степи во главе с инициативным директором лес хоза Швадленком Леонидом Иосифовичем. В октябре 1976 года сессия облсовета де путатов трудящихся, заслушав доклад пред седателя постоянной комиссии по комму нальному хозяйству и благоустройству В. М. Балдакова, отметила в постановлении патриотическое движение трудящихся Крас- нозерского района, города Бердска и Мас- лянинского поселкового Совета по развер тыванию социалистического соревнования за города и населенные пункты высокой культуры и образцового порядка. Этот по чин был подхвачен всюду. В результате в 1976 году в области было высажено около 2 млн. деревьев и кустарников, озеленено 100 гектаров территорий, устроено 90 га но вых газонов, 65 га цветников, заложено 82 парка, освоено около 15 млн. рублей на благоустройство. Однажды в райком сообщили, что к нам едет первый секретарь обкома Александр Павлович Филатов с ученым. Фамилию ученого не сообщили. А. П. Филатов не раз бывал в районе, поддерживал нас во многом. Но я все-таки переживал: кто же с ним приедет? Среди ученых я знавал всяких — иные и против лесополос дискуссии вели, и против обле сения степи, и нас ругали за бесполезную, по их мнению, трату средств. Встречать гостей отправились мы порань ше, чтобы захватить их у границы с Коч- ковским районом. Остановились у колонка, образующего зеленые ворота,— мы окрес тили это место воротами в район, отсюда начинаются наши лесополосы после степ ного кочковского пейзажа. Их-то с самого начала нам и хотелось показать еще раз секретарю обкома партии и ученому. — А что, если они другой дорогой — че рез Чернаки или Беспятое заедут? — забес покоился Николай Антонович.— А ну Саша, включай рацию, вызовем Новомай ский совхоз. Саша, Александр Григорьевич Морозов, водитель райкомовской машины, тотчас же вызвал совхоз. Директор Ф. В. Татаринов сообщил, что никто не проезжал. — Ну, если разъедемся—давайте знать! Мы на границе ваших полей,— попросили мы Федора Васильевича. Кстати, рации имелись почти во всех хо зяйствах. Из любого места можно было свя заться не только с центрами совхозов, кол хозов, но и с полевыми станами. А хорошая связь — это великое подспорье в руковод стве всей жизнью района. За рациями в машинад райкома следит и держит их в по рядке Саша. Он много лет бессменный во итель машины первого секретаря райкома. Напарником' с ним работал до ухода на пенсию тоже хороший шофер Михаил Фо мич Семениченко, участник Великой Оте чественной войны. С Сашей не страшно в пути ни темной ночью, ни в непогоду. Ма шину знает отлично, силенкой не обделен, в обкомовском гараже коллеги его — шо феры и диспетчеры— издали замечают Са шу по его богатырскому росту. С водителями мне всю жизнь везло. Вез де постоянные, менять не приходилось В Вагане все годы ьтроработал с одним шофе ром— Тимошей Белькевич, в Северном — от начала до конца с Егором Романовичем Алешкиным, в Чистоозерке — с Геной Ма нохиным. И вот в Краснозерском районе много лет — с Сашей Морозовым. Сколько разных дорог мы с ним проехали. И в дождь, и в пургу! Сколько бессонных но чей провели в бездорожные годы, буксуя в Филипповских логах или на подступах к Шайдурово, когда еще по Ордынскому рай ону не было асфальта, сколько раз пробира лись с великим трудом по снежным тран шеям на дорогах своего района. В те годы частенько на память приходили слова из песни «Эх, дороги...» или «Степь да степь кругом...» Вот почему очень красивыми ка жутся нам теперь наши дороги, защищен ные от снежных заносов аллеями мощных лесополос. Да, дороги эти позабыть нель зя... Размечтался я и не заметил, как подкати ла обкомовская «Волга». С Александром Павловичем Филатовым оказался новый председатель президиума СО ВАСХНИЛ П. Л. Гончаров. Мы его еще вовсе не знали. Едем, смотрим поля. Хлеба дозревали — самый канун уборки. Останавливаемся у лесополосы. — Вот смотрите, Александр Павлович,— говорит Гончаров,—как на диаграмме! От лесополосы колосья тучные, стебли мощные, высокие, чем дальше от полосы— похуже. Вот влияние защиты на урожай.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2