Сибирские огни, 1985, № 6

тельно сказалось на прилегающих просто­ рах полей и лугов. Краснозерцы не ждут пассивно гидросооружений за счет огром­ ных государственных средств, которые пред­ полагается вложить в ближайшем буду­ щем в систему обводнения Кулунды. Воды в Карасуке в весенний разлив было вполне достаточно, но она быстро пробегала, как необузданный мустанг, и где-то к 20-26 мая пересыхала до того, что речку можно было переходить вброд. Теперь наша речка — прекрасное украшение района и источник живительной влаги, которая так необходи­ ма для полей, лугов и животноводства. А сколько радости она приносит жителям сел, расположенных на ее живописных берегах! Пляжи, раздолье для катания на лодках и катерах, на водных велосипедах! Лесом краснозерцы увлеклись здорово. Развели сады, даже получше, чем чисто- озерцы. Насадили лесополосы. Озеленили села, облагородили все дороги. А дороги в Краснозерске отличные. Много с твер­ дым покрытием: где асфальт, где загудро­ нированный щебень. До самого Новосибир-. ска дотянулся асфальт, почти на 100 км сократив расстояние. Все, кто приезжает в район по этой доро­ ге, восхищаясь ею, говорят с благоговением о лесополосах. Какие они и впрямь краси­ вые, а у самой дороги еще и окантованы ягодными кустарниками, облепихой, виш­ ней, очень много золотистой смородины. Можно остановиться — всласть полако­ миться. Летят самолетом люди —любуются зелеными квадратами полезащиток. Район из пустынного, степного превращен в лесо­ степной. А матушка-землица ответила на этот красивый наряд повышением урожаев в полтора-два раза, если сравнивать послед­ ние восемнадцать-двадцать лет с таким же предшествующим периодом. В районе очень много энтузиастов облесения степи во главе с инициативным директором лес­ хоза Швадленком Леонидом Иосифовичем. В октябре 1976 года сессия облсовета де­ путатов трудящихся, заслушав доклад пред­ седателя постоянной комиссии по комму­ нальному хозяйству и благоустройству В. М. Балдакова, отметила в постановлении патриотическое движение трудящихся Крас- нозерского района, города Бердска и Мас- лянинского поселкового Совета по развер­ тыванию социалистического соревнования за города и населенные пункты высокой культуры и образцового порядка. Этот по­ чин был подхвачен всюду. В результате в 1976 году в области было высажено около 2 млн. деревьев и кустарников, озеленено 100 гектаров территорий, устроено 90 га но­ вых газонов, 65 га цветников, заложено 82 парка, освоено около 15 млн. рублей на благоустройство. Однажды в райком сообщили, что к нам едет первый секретарь обкома Александр Павлович Филатов с ученым. Фамилию ученого не сообщили. А. П. Филатов не раз бывал в районе, поддерживал нас во многом. Но я все-таки переживал: кто же с ним приедет? Среди ученых я знавал всяких — иные и против лесополос дискуссии вели, и против обле­ сения степи, и нас ругали за бесполезную, по их мнению, трату средств. Встречать гостей отправились мы порань­ ше, чтобы захватить их у границы с Коч- ковским районом. Остановились у колонка, образующего зеленые ворота,— мы окрес­ тили это место воротами в район, отсюда начинаются наши лесополосы после степ­ ного кочковского пейзажа. Их-то с самого начала нам и хотелось показать еще раз секретарю обкома партии и ученому. — А что, если они другой дорогой — че­ рез Чернаки или Беспятое заедут? — забес­ покоился Николай Антонович.— А ну Саша, включай рацию, вызовем Новомай­ ский совхоз. Саша, Александр Григорьевич Морозов, водитель райкомовской машины, тотчас же вызвал совхоз. Директор Ф. В. Татаринов сообщил, что никто не проезжал. — Ну, если разъедемся—давайте знать! Мы на границе ваших полей,— попросили мы Федора Васильевича. Кстати, рации имелись почти во всех хо­ зяйствах. Из любого места можно было свя­ заться не только с центрами совхозов, кол­ хозов, но и с полевыми станами. А хорошая связь — это великое подспорье в руковод­ стве всей жизнью района. За рациями в машинад райкома следит и держит их в по­ рядке Саша. Он много лет бессменный во­ итель машины первого секретаря райкома. Напарником' с ним работал до ухода на пенсию тоже хороший шофер Михаил Фо­ мич Семениченко, участник Великой Оте­ чественной войны. С Сашей не страшно в пути ни темной ночью, ни в непогоду. Ма­ шину знает отлично, силенкой не обделен, в обкомовском гараже коллеги его — шо­ феры и диспетчеры— издали замечают Са­ шу по его богатырскому росту. С водителями мне всю жизнь везло. Вез­ де постоянные, менять не приходилось В Вагане все годы ьтроработал с одним шофе­ ром— Тимошей Белькевич, в Северном — от начала до конца с Егором Романовичем Алешкиным, в Чистоозерке — с Геной Ма­ нохиным. И вот в Краснозерском районе много лет — с Сашей Морозовым. Сколько разных дорог мы с ним проехали. И в дождь, и в пургу! Сколько бессонных но­ чей провели в бездорожные годы, буксуя в Филипповских логах или на подступах к Шайдурово, когда еще по Ордынскому рай­ ону не было асфальта, сколько раз пробира­ лись с великим трудом по снежным тран­ шеям на дорогах своего района. В те годы частенько на память приходили слова из песни «Эх, дороги...» или «Степь да степь кругом...» Вот почему очень красивыми ка­ жутся нам теперь наши дороги, защищен­ ные от снежных заносов аллеями мощных лесополос. Да, дороги эти позабыть нель­ зя... Размечтался я и не заметил, как подкати­ ла обкомовская «Волга». С Александром Павловичем Филатовым оказался новый председатель президиума СО ВАСХНИЛ П. Л. Гончаров. Мы его еще вовсе не знали. Едем, смотрим поля. Хлеба дозревали — самый канун уборки. Останавливаемся у лесополосы. — Вот смотрите, Александр Павлович,— говорит Гончаров,—как на диаграмме! От лесополосы колосья тучные, стебли мощные, высокие, чем дальше от полосы— похуже. Вот влияние защиты на урожай.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2