Сибирские огни, 1985, № 5
да, вырабатывавшего морские торпеды, по строенного недавно, едва ли не в 19ѣЗ году. Длинные, приземистые корпуса разделе ны бетонными дорожками шириной в доб- ,рый переулок. Все свободное пространство ф засажено молодыми соснами с целью мас- кировки. С той же целью заводские корпу са окрашены в густо-зеленый цвет. Электро станция за двойной стеной из кирпича. В маьдинном отделении электростанции есть люки, туда вложены плиты взрывчатки и .і подведены провода. Нынешнее зимне-весеннее наступление, широкое и победоносное, с новой, необык новенной силой показало всю мощность на шей 'тактики маневрирования. Мы наносим врагу удар в желаемом нами направлении и желаемой нами силы. Мы делаем то, что выгодно нам и невыгодно фашистам. Взять хотя бы этот торпедный завод. Куда как надо было немцам уничтожить эти цехи, машины, гидравлические прессы, черте жи — и все было приготовлено для ■унич тожения, а уничтожить удалось немногое. Потопили испытательные катера, потопили " . - в озере кОе-какое Ьборудование, из трех машин электростанции увезли одну, а мно гое, очень многое осталось,— и, как всегда после немцев, остались следы преступлений,, скрыть их, уничтожить их невозможно. В одном из домов для администрации мы наткнулись на труп немца.- Это был лысый немолодой немец в форменной куртке и брюках'навыпуск. Он лежал на полу, ухва тившись застывшей рукой за ножку крова ти. Следов ранений нет. Он, по-видимому, умер от разрыва сердца. I Немолодой лысый немец имел все осно-, ваний испытывать страх: возмездие насти гало и настигло его. Завод выстроен раба ми, и работали на нем рабы. В некоторых ' цехах «объявления» на двух языках: не мецком и русском, а в некоторых добавлен еще и польский, В конторе завода мы наш ли сотни так называемых «рабочих удосто верений». Разумеется, вы уже читали о них. Вот что рассказывает одно из них,’ Фото графия печальной девушки в клетчатом за ношенном платье, с . короткими косичками, ^ отпечаток правого пальца, отпечаток лево- " го пальца, над фотографией и этими отпе чатками надпись по-русски: «Владельцу сего разрешается выход из помещения единственно ради работы». На обороте вопросы и ответы на них, напечатанные на машинке. Ни подписи раба, ни следа 'по черка его — вообще писать запрещалось. Мы не нашли ни одного слова, написанно- . го рукой человеческой, хотя осмотрели тщательно стены, потолки, подвалы. Кто же она, одна из тех рабынь? Софья^ Савко, 1924 гоАа рождения, с Украины — й все. А в середину удостоверения вложен ли сток. На нем на тринадцати языках напеча тана одна фраза: «Настоящая рабочая кар точка дает право на работу только у наи менованного работодателя и теряет силу с ^ оставлением этого места работы». Негодяи! Право на работу! Право на смерть, а не право на работу: куда она могла уйти, эта несчастная Софья Савко? Как она могла оставить свое рабское ме сто? Прорвавшись через колючую проволо ку? Через, охрану, вооруженную, да еще и с собаками? -■ И щемящей, невыносимой тоской гля дишь на фотографии, во множестве заго товленные для подобных удостоверений, но почему-то не использованные; может быть, потому, что помешала Красная Армия. Немцы так были уверены, что никто, кроме них, не увидят эти фотографии, что не гля дели на выражение лиц, а, возможно, от чаяние наших сестер и матерей доставляло немцам удовольствие:: Как бы то ни йыло,, каждая фотография, каждое выражение лица — вопль горя. Го ре сухое и едкое, в глазах. Горе застыло на губах. Горе, как огнистый поток, льется из глаз. На обороте фотографии фамилия и наз вание родины. Других данных нет. Номер раба, как видно по фотографии, ь)рикалы- вается возле левого плеча на груди. Кое у кого, кроме номера, на правой стороне гру ди слово «Ост». Вот . фотография Елены Моздейко. Плачущая' женщина лет тридца ти, со сдвинутыми скорбно бровями, с ко ротко остриженными волосами, в клетчатом мужском пиджаке, видимо, с чужого плеча. Ее номер — 2401. Перебираю другие фото графии. Мария Переменен, Вера Голова, Александра Фоменюк, Мария Узденкова. Старые, молодые, но одинаково изможден- нные, изнуренные лица. Где они, эти нес частные люди? Убиты? Утоплены в водах этого мрачного озера под этим жутким вет ром, под этим неизвестно откуда налетаю щим, сладковато-гнилым запахом разложе ния? Где их следы? Где их проклятия? Их слезы, их проклятия идут вместе с нами по прочной, несущей мщение дороге Красной Армии. Накануне взятия Альтдамма, разыски вая одну дивизию, я случайно попал в рас положение артиллерийского полка. Разго ворились. Недавно окончилась перестрелка, и артиллеристы отдыхали, чистили орудия, ели. Они пригласили нас на ближайшую батарею. Батарея расположилась среди елок. Ар тиллеристы плохо спали ночь, но вид у них был не усталый. Ими еще владело возбуж дение боя. А бой шел направо от нас, слов но кто гигантской гребенкой водил по ле су,— это стреляли гвардейские минометы. Там, дальше, за лесом, видны клубы мед ленно ползущего вверх дыма. Он сизой бах ромой повисает в небе. Пылающий город рассыпается, Ар-гиллеристы под Альтдам- мом играли почетную роль. При прорыве из Альтдамма насыщенность артиллерией бы ла такова, что, как выразился один артил лерист, «закуривай от любой пушки». Возле елочки в ватной, замасленной куртке, с заплаткой на брюках, видимо сделанной своими руками, стоит девятнад цатилетний юноша, донбассовец Потапов. До войны он работал трактористом, а сей час наводчик орудия. Недавно, в боях за Шнайдемюль, когда немцы не давали нам подойти к городу и зацепиться за окраину и когда был ранер командир орудия, Пота пов принял командование орудием, одно временно работай иаводчиі^ом. Немцы с ше стисот метров били по нему из минометов. Потапов прямой наводкой завалил дом тре мя снарядами, подавив таким образом ми нометы. Немцы побежали. Нацьа пехота теперь могла зацепиться за окраину и н а -' чать уличные бои.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2