Сибирские огни, 1985, № 5
из ЛИТЕРАТУРНОГО АРХИВА Всеволод Иванов ^Сибирские огни» не впервые обращаются к архиву Всеволода Иванова (І8Ѳ5— І963), создателя таких классических произведений советской литера туры, как ^Партизаны», *Вронепоезд 14-69», *Пархаменко», «Похождения факира», и других. В 1966 год у в нашем журнале был опубликован роман «Вулкан», а в 1977-м — пьеса «Ключ от гаража». • В годы Великой Отечественной войны Вс. В. Иванов был корреспонден том ряда центральных газет, в том числе «Известий» и «Красной звезды». В нынешнем номере мы публикуем две его статьи, которые были напечата ны в газетах в победном 1945 год у и после этого нцгде не перепечатыва лись. ДОРОГА НАСТУПЛЕНИЯ в трех-четырея километрах' оѴ линии ог ня попался, нам участок дороги, сильно поврежденный взрывами снарядов. Мы объехали его, проковыляв по выбоинам, и, наверное, моментально бы забыли о них, кабы не одно обстоятельство. Как раз напротив выбоин, венчая собою окраину городка, находится болыной кирпичный са рай ^ раскидистой черепичной крышей. На половину застекленные двери сарая сняты воздушной волной, и во всю глубину его вы видите огромную погребальную колы магу, крытую могильно-черным лаком, бал дахин колымаги украшен серебряным, раз весисто печальным позументом, а сиденье кучера — широкое, как диван. Высокий сосновый лес возле городка из ломан. иссечен, не осталось ни одной целой ветви. Немцы собирались сильно укрепить лес и дороги к нему, но наш огонь подошел к ним так стремительно и могуче, что в ка навах возле дороги осталось все приготов ленное для обороны, валяются мины, и, словно след бегущего, впились в обочину дороги на равномерном расстоянии огром ные круги колючей проволоки. Дома от залпов артиллерии расползлись в стороны, стали какие-то косматые, и только сарай с огромной червой колымагой остался цел, как бы в поучение потомкам. Заматерелая в самолюбии и надменности Германия лю била пышные похороны. Она их получила. Широкозадый, тупой фашистский возница везет ее сейчас к гибели. Я только что видел Штеттин. Видел я этот город с наблюдательного пункта одной из батарей, неподалеку от берега Одера. Глядел я в стереотрубу. Стереотруба медленно вела меня вдоль набережных, погруженных в мертвое, гро бовое молчание, проходила мимо приста ней, среди кранов, холмов каменного угля, поднималась выше, выходила на безмолв ные улицы, остановилась возле колонны ка кого-то высокого, богато украшенного зда ния, по-видимому, театра, уперлась в собор святого Иакова, прошла мимо ратуши и увидела дымящийся завод, едва ли не един ственный работающий, из всех некогда мно гочисленных заводов Штеттина. В немой, угрюмой, затаенной злобе лежал перед на ми Штеттин. Он дремал в предсмертном сне; изредка где-то за городом поднимал ся белый ствол дыма — это немцы‘били по нашему, восточному, берегу Одера. В стороне от дороги на Альтдамм и Штеттин есть узкое и продолговатое озеро. Небо в нависших тучах, ветер строгий, ту гой, и оттого колючая проволока вокруг завода и вокруг рабочих бараков, ее кли нообразные колючки кажутся особенно гус то разросшимися.. Низкие ворота. Часовой, проверив наши документы, пропускает. Мы на территории секретного немецкогб- заво-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2