Сибирские огни, 1985, № 5
Где вы, братья мои заботливые, ‘ Каждый день я с вами виделась, Сколько лет уж е не виделись!.. Пела Кайчи. Пела, а сама всегда что-нибудь делала — чистила ко тел, мяла овчину или даже шила. Сейчас думаю, как она, слепая, могла шить? Но я помню — не раз вдевал ей нитку в иголку. Вот сидит она у аила на солнышке, шьет шапку, поет негромко, и песня ее и теперь звучит во мне. Елка, береза, рябина... Кто зйает, что жарче горит. Дни нашей жизни грядущей... Кто знает, какие они? Надо рассказать и про матушку Кайчи. Звали ее Чынар, была она из рода-сеока Очы, светлолицая, щупленькая, легкая, как синица, хо дила она по селу. Говорят — «человек с живым сердцем, с живыми костями», вот таким человеком и была старушка Чынар, названная по имени дерева, которое не растет на Алтае. Была она остра и легка на язык, но каждый день своей жизни ра ботала, была вечной ударницей, стахановкой, а к закату своему не скопила ни богатства, ни славы. Много за долгую жизнь повидала она горя — теряла детей и родных, и хотя от всего этого усохла, износилась, но как была в молодые годы, так и осталась неустанной говоруньей, шутницей, веселым и общительным человеком. Встретятся две женщины и одна другой сетует; «Сколько я сегод ня не успела сделать!» — «А почему?» — «Да утром ко мне зашла ста рушка Чынар, завела свои байки да прибаутки, я и не заметила, как весь день просидела».— «Вот и у меня вчера,— жалуется другая,— тоже все в Доме остановилось. И все из-за нее. Заглянула на минутку в аил Кайчи, заслушалась ее матушку, еле сама себя под вечер домой привела!» Кайчи рассказывала нам героические сказания, а ее мать — леген ды, предания, случаи из жизни, простые короткие сказки — особенно про птиц и зверей. Послушать, как рассказывает старушка Чынар даже всем и давно известные-сказки — было огромным удовольствием. Ведь иной человек как ни старается, а слушать его одно мучение, сидишь как пень, «с застывшим сердцем, с прокисшим лицом». А то же самое расскажет старушка Чынар — катаешься от смеха или горюешь, да слезу смахиваешь рукавом. И о чем только не узнавали мы от старушки Чынар — о земле и небе, о том, как алтайцы научились петь и рисовать, о том, как алтайцы защищали родину от врагов. Чынар даже бралась объяснять нам — почему идет дождь и снег, почему день сменяется ночью, а зима — весною. И все она толковала по-своему. Скажем, почему на луне тем ные пятна? Чынар объясняет: «В давным-давно истекших веках, когда не было еще ни нас, ни дедов, ни дедов наших прадедов, появилось на земле семиголовое чудовище Дьелбеген и стало пожирать людей. Горе невиданное, беда неслыханная — не спрятаться, не убежать от Дьелбе- гена, а про то, чтобы одолеть его, и говорить нечего. Жрет он, никак не насытится, вот-вот на земле не останется ни единого человека! Луна и Солнце сжалились над людьми, порешили забрать Дьелбегена с зем ли к себе. Сперва подошло Солнце, но от страшного жара вскипела вода в озерах, запылала тайга. Быстро поднялось Солнце, Луна к зем ле приблизилась. Тут же замерзло все, закоченело, но от холода можно было спастись, спрятаться. И тогда Луна схватила семиголового Дьел бегена, подкараулив его у проруби, коігда он подошел к ней с. ведром воды набрать. Страшно заорал людоед, уцепился за куст тальниковый. 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2