Сибирские огни, 1985, № 5
воображение. И они-то в смысле «образного ряда», как мы привыкли понимать его, пре дельно просты. Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? Мы уже знаем из дальнейших стихов, что поэт не ждет «от жизни ничего», что не жаль ему и «прошлого ничуть». Единствен но, чего он всеми силами смертельно устав, шей души жаждет, это — «забыться и за снуть». Но к а к заснуть? Вот здесь-то, в этом одном из последних стихотворений поэта, написанном перед его гибелью, и таится от вет на вопрос о том, хотел ли он уйти из жизни, отчетливо зная, что жизненный круг его у ж е .замкнулся. Ответ, как мы дальше увидим, не допускает в этом отношении толкования не только двусмысленного, но даже и неопределенного. Все в этом сти хотворении, звучащем так горестно, но столь же и естественно, горячо и трепетно, как может звучать только последний про щальный человеческий вздох, все в нем пре дельно ясно и определенно: Но не тем х о л о д н ы м сном м о г и л ы... Я б ж е л а л навеки т а к заснуть Чтоб в г р у д и дремали ж н ’з н и с и л ы , Чтоб, дыша, в з д ы м а л а с ь тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день, м о й с л у х л е л е я . Про любовь мне сладкий голос пел. Надо мной, чтоб в е ч н о з е л е н е я . Темный дуб склонялся и ш у м е л. Какое уж тут «фатальное предопределе ние» и, тем более, «роковая склонность» или стремление к скорейшему расставанию с этим «бренным» миром! Скорее, наоборот, непреодолимое стремление — быть вечно не отделимой частью этого вечно живущего земного мира! И все же при всем этом верным остается и то, что столь проницательно разглядел на челе поэта Герцен: мысль мужественную и все-таки п е ч а л ь н у ю . Черта — опреде. ленно присущая поэту. Но происхождением ее он обязан не столько свойствам своего характера или устройству психики, сколько тому времени, в котором он жил. Нельзя за бывать, что Лермонтов появился после Пушкина. И дело даже не в том, что перед его глазами стоял жизненный путь его учи. теля, закончившийся столь трагично и преж девременно. Главное тут — в том, что Лер монтов жил в другое время. П І Как-то Василий Субботин пересказал мне слова П. А. Павленко, брошенные им во время беседы с молодыми крымскими лите раторами, среди которых был и Вася Суб ботин — тогда молодой офицер, поэт и жур. налист, только что вернувшийся с войны. — Пишите, ребята, прозу,— сказал Петр Андреевич, обращаясь к этим молодым. И следующим образом объяснил свою ре комендацию: — Потому что писать стихи после Лермонтова невозможно... Конечно, по-разному можно отнестись к этому совету талантливого писателя и ин тереснейшего человека, тем более, выска занному им, возможно, и не вполне серьез но: он любил иногда, что называется, ого. рошнть собеседника. Но нельзя не согла ситься с его оценкой лирики Лермонтова. Д а, после тех вершин, которые создал поэт, писать стихи действительно не просто. Это доказано всем ходом развития отечествен ной поэзии на протяжении тех почти полу тора сот лет, которые отделяют наш сего- дняшний день от последнего дня жизни по- эта. Если, конечно, к стихам относиться как к Поэзии. И как к делу, цена которому равна цене самой жизни. А только в этом случае, как это доказал Лермонтов всею своею жизнью, и может стать слово делом, стать фактом и частью самой жизни. Толь ко в этом случае оно и может поднять нас над нами самими. Что и происходило со всеми нами, читателями, не однажды, когда мы обращались к Поэту. В том числе и с нами, солдатами той давней, но незабывае мой нами войны, стоявшими 'в ржевских бо. лотах, солдатами, чья судьба и память были озарены не только убивающим посвистом трассирующих пуль, но и освещены пронзи тельным светом неотразимого слова поэта... Что же до того моего давнего полудет ского представления о Лермонтове как по- , эте, являющемся тенью великого Пушкина, * то оно, как это явствует из всего расска- Аанного выше, рассеялось во мне сразу же, как только я прикоснулся к его книгам. Д а, он — из Пушкина, как все в нашей русской литературе. И в этом смысле ему было легче, ибо он начинал не на пустом месте. Но одновременно — и труднее, пото му что там, где Пушкин остановился, Лер монтову приходилось начинать, то есть п р о д о л ж а т ь начатое учителем. И он отлично справился с этой задачей. И преж де всего, в «Герое нашего времени», романе изумительном не только по содержанию, но и по форме, по архитектонике его. Если мы совершенно закономерно полагаем, что це лая ветвь русской классической прозы по шла от «Повестей Белкина», в том числе и в первую очередь Гоголь и Достоевский, то генеалогию «Героя нашего времени» устано. вить труднее, потому что эта проза Лермон това скорее — развитие стихотворной драмы Грибоедова и романа в стихах Пушкина. Вместе с тем, произведение это настолько новаторское по главной сути своей, что о прямой его связи даже с названными про- і изведениями говорить приходится весьма от- ” носительно. То же самое. Очевидно, надо иметь в ви ду, когда мы говорим и о лирике Лермон това. Поэт и здесь успел продвинуться впё. ред на пути,-начатом его учителем... И гениальный учитель и не менее гени альный ученик, они — одинаково велики. Но, будучи одинаково великими, они не пере стают быть разными. Разными, невзирая на их преданность одним и тем же жизненным идеалам. Невзирая на их принадлежность, казалось бы, одному и тому же временТн. Я не оговорился, сказав: «казалось бы». Потому что как раз невзирая на То, что Лермонтов родился лишь на пятнадцать лет позднее Пушкина, они принадлежали совер шенно разному времени. Пушкин вырос под і гром фанфар победоносно закончившейся Отечественной войны и мужал под влия нием декабристских идей, суливших новый рассвет среди мглы, нависшей над градами и весями России. Детское же сознание Лер монтова было трагически омрачено кровью, пролившейся на Сенатской площади, и тенью
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2