Сибирские огни, 1985, № 5
ная мысль всегда лежит на его челе». Но, во-первых, в этой герценовской фра зе говорится не о «роке», а о «мысли», и, во-вторых, о «мысли» не только «печалі»- ной», но и «мужественной». Л Иные биографы поэта, особенно дорево- люционные, договорились до утверждения того, что-де он, поэт, чуть ли не с младен ческих лет сам приближал себя к роковому концу и — более того — смолоду приучал себя к мысли о преждевременном своем кон це как единственно возможном для него ис ходе в этом мире. Ничто убедительнее творчества самого поэта и, в том числе, его лирики, не опро вергает этих совершенно вздорных измыш лений. Д аж е в год гибели Пушкина, помимо зна менитой "«Смерти поэта», он пишет стихо творение «Когда волнуется желтеюшая ни- ва...», в котором признается: И с ч а с т ь е я могу п о с т и г н у т ь на земле» И в небесах я в и ж у бога. Правда, что этот же год оказался и пере- ф ломным в его собственной судьбе. Стихо- ‘ творение «Смерть поэта», которым зачиты. валась вся просвешенная Россия, поставило поэта в ряды тех, кого ни царь, ни двор ие прошали. Д а и другие, последовавшие за этими произведения — его поэмы, его «Герой на шего времени», его стихи — не могли радо вать ни царя, ни приближенных, ни вообще аристократию, к которой, как известно, при. надлежал поэт и что особенно раздражало ее, эту аристократию, вызывало ее особую ненависть к человеку, дерзнувшему поднять руку на «свой» класс. И все ж е поэт, чья слава к этому времени стала всероссийской, не теряет веры ни в свое настоящее, ни в свое будущее, хотя настоящее это тяжко своей подневольно стью, а будущее темно неизвестностью. За два года до гибели он пишет «Молит ву», в которой признается, что даже в «ми нуту жизни трудную» он помнит, что Есть сила благодатная В созвучьях слов живых. к И именно благодаря этим «созвучьям слов * живых» он обретает спокойствие. И тогда с души как бремя скатится. Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко.™ ' Вслед за этим стихотворением появляются стихи, посвященные М. А. Щербатовой; Как ночи Украйны В мерцании звезд незакатных. Исполнены тайны Слова ее уст ароматных... И следуя строго Печальной отчизны примеру, В надежду на бога Хранит она детскую веру. , Стихи, исполненные таким светом и сер- Д дечностью, могут возникнуть лишь в случае, если сам творец исполнен такого же светло го духа и душевного равновесия. Нет, поэт не думал о скором уходе из этого мира и уж, конечно же, не стремился подталкивать себя к роковой черте. Но, независимо от его желания, смертель ное кольцо вокруг него сжималось. И вот в эти-то дни, которые он по праву мог считать днями погони за его жизнью, он и написал свои последние стихи, вошедшие в так называемую «тетрадь Одоевского» и составившие гордость не только русской, но и мировой лирики. Два последних стихотворения — «Выхожу один я на дорогу...» и «Пророк» особо стоят даже в этом ряду стихов. Они потрясающи по ясности и глубине мыслей и чувств, за ключенных в них, потрясающи по своей во истину алмазной чистоте и резкости света, пронизывающего их, и вместе по непости жимой простоте и естественности звучания каждого их слова. Наша критика поэзии, особенно охотно толкующая о природе и месте образного ря да стихотворной лирики, натаскала к под ножию этого понятия такую груду словес ного шлака, что его с избытком хватило бы на несколько терриконов, в которых покоит ся выработанная порода, но так и не растол ковала, однако, ни читателю, ни нам, по этам, что же такое — образ в поэзии. И не мудрено: ведь под образом она, как прави ло, имеет в виду всего лишь эпитет, сравне ние, метафору. с тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Где же тут та «образная система», о ко торой со школьной скамьи толкуют нам теоретики литературы, видя в ней, этой «об разной системе», главный признак и свой ство поэзии? Где они? Их нет в помине. Нет не только сногсшибательных эпитетов или сравнений, но нет даже тех определи, тельных слов, на которые взваливается обычно обязанность придать соответству ющую, видимую глазу, окраску тому или иному предмету или явлению, затронутому в стихах. Разве что — «бросали б е ш е н о » . Прямо скажем, не слишком много для того, чтобы выстроить так называемый образный ряд! И не удивительно: во всем этом поэт не видел никакой необходимости. Необхо димость, которой только и руководствовал ся он, состояла в одном — найти те един ственные слова, которые только и смогли бы п р е д е л ь н о т о ч н о выразить его м ы с л ь . И образ — одновременно простой и величественный, глубокий и ясный — воз никает перед нами. Это образ личности по эта, его идеала, образ времени, образ сил, увиденных поэтом в их вечно непримиримом противоборстве... По-другому в этом смысле написано сти хотворение «Выхожу один я на дорогу...». Здесь — и « к р е м н и с т ы й путь», что «бле стит с к в о з ь т у м а н » , и «земля в с и я н ь и г о л у б о м » . И, наконец, эта гениальная строка: «И звезда с звездою го ворит», свидетельствующая о действительно поразительном видении поэта, способного проникнуть сидой своего воображения в за- космические глубины мироздания! Но на этом, собственно, и заканчивается так называемый «образный ряд», поража-, ющий наше зрительное воображение. Даль ше идут стихи, потрясающие наше духовное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2