Сибирские огни, 1985, № 5
будни, как говорится, из первых рук, даже в этом небольшом отрывке обнаружат мас су неточностей, приблизительностей, натя жек и, вероятнее всего, имея в виду такого вот рода «военную» прозу, В. Быков и го- к'ворил, что «нельзя создать ничего стояще- го, не обладая знанием в этой области...» Знание в данном случае вряд ли надо понимать буквально, всего лишь как знание очевидца, свидетеля или историка-докумен- талиста; это еще и знание художника, по стигающего объем, глубину и наиболее су щественные приметы исследуемой им об ласти жизни. И, безусловно, прав критик И. Дедков, когда говорит, что «мнимое художество в лучшем случае снабжает нас информацией, хорошо, если правдивой; воз никающая картина часто бледна и нередко расчетлива; остается ощущение какой-то подмены, будто кого-то — главного! — не достает, каких-то — главных! — голосов не слышно... Субординация лиц соблюдена, но ни художественного, ни нравственного по рядка она ни определить, ни заменить не м о ж е т » Ч т о как раз и произошло с по вестью С. Алексеева «Не поле перейти», где узнанное и услышанное так и осталось творчески непереваренным, до конца не осмысленным. Несомненно, многое, очень многое зави сит от таланта писателя, от масштаба его дарования. Однако в неменьшей степени, думается,— и от личности художника, от его гражданского самочувствия, сказываю щегося прежде всего в осознании той гро мадной ответственности, которая ложится на плечи каждого пишущего 'о войне. И, по жалуй, как никакая другая в современной литературе, военная тема сегодня требует, от писателя, помимо способностей к худо жественному изображению, предельной мо билизации всех его духовных и нравствен ных сил. Только тогда мы можем надеяться на обнадеживающий результат, только в таком случае возникает реальная возмож ность перелистнуть новую, еще не читанную страницу войны. ' И. Д е д к о в. О судьбе и чести поколения. Новый мир, 1984, М 5, с. 2]9.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2