Сибирские огни, 1985, № 5
кралось хоть малейшее сомнение, какое-то подозрение явилось бы, самая маленькая мыслишка, что и детям предстоит такая судьба, как было б тогда умирать?» Обращаясь к повести Д . Константинов- ского «Вы слушаете последние известия», автор этих строк отнюдь не пытается вы дать ее за верх художественного совершен ства; в повести этой есть и некоторый сен тиментальный «пе(5ебор», и не все характеры глубоко выписаны, но само по себе стремле- ние соединить, «синтезировать» вымышлен ный сюжет и вымышленных героев с доку ментом, с неопровержимостью, так сказать, фактографической «ипостаси» современной реальной жизни, представляется и убеди тельным и плодотворным. Документ, на мой взгляд, здесь даж е неопровержимее «рабо тает» на замысел, чем, скажем, несколько поверхностное изображение' внутренних пе реживаний персонажей повести. По крайней мере, идея «последней войны» скорее реали зует себя именно в грозном, напряженном смысле «последних известий». В повести прозаика из города Горького Валентина Николаева «Шумит Шилекша» .(«Волга», 1984, № 7) один из персонажей, участник Великой Отечественной войны Иван Пеледов, говорит своему юному другу и духовному сыну Мишке Хлебушкину; «Те перь — ваша очередь спасать мир. Мы спасали — хорошо заплатили. Вы умнее будьте, подешевле постарайтесь..» Спасать мир... Конечно, это главная зада ча человечества в наши дни. И — главная задача литературы. А н т и в о е н н ы й па- фос нашей в о е н н о й литературы, ее гума нистические традиции, вот уже в продолже ние длительного времени воплощаются в ху дожественном слове как верность самой су ровой, самой немилосердной правде, не оставляющей места иллюзиям и самообма- нам. Но, задается вопросом Алесь Адамо вич, как, какими средствами, какими слова ми изобразить ту возможную, самую страш ную, самую последнюю опасность — гло бального, тотального самоуничтожения,— которая даж е в наши дни все еше кажется многим нереальной, чуть ли не фантастич ной? «Смерть самой смерти,— пишет он в статье «Делайте сверхлитературу!..» («Ок. тябрь», 1984, № 11),— кажется, в этом ко нечное измерение ядерной угрозы. То есть ничто и никто больше не будет на Земле умирать, поскольку никто и ничто рождать ся не будет». Признаюсь, мне уже не раз приходилось слышать от своих коллег, что А, Адамович пытается, мол, чуть ли не запугать совре менников (и литераторов в первую очередь) грядущим апокалипсисом. Удивительна и даж е жутковата такая реакция — как буд то эти литераторы и сами не знают того, о чем так страстно и гневно пишет их бело русский собрат, как будто неведома им са мим «статистика», граничащая с «фантасти кой»! Или ко всему может адаптироваться человеческий разум? Может быть, но, навер ное, только до тех пор, пока боль не пронзи ла сердце. Конечно, боль искусственно не вселишь в душу человеческую, как не посе лишь в ней и ее причину — совесть. Совре менный поэт Николай Рачков, родившийся в ту пору, когда «стояли немцы под Моск вой», пишет: ...А у тебя в осеннем поле Душа сжимается от боли. Боль — это признак постоянства Всех генов совести в крови... В ком боли нет — в том нет гражданства, В ком боли нет — в том нет любви. Так уж сложился, сформировался кодекс чести русской и советской литературы — «всемирное боление за всех». И сегодня, сей час, в 80-е годы «ядерного столетия», луч шие страницы нашей военной прозы появ ляются на свет в том случае, когда они про диктованы обостренным ч у в с т в о м болп за судьбы человечества, коі^а они прониза ны беспощадным светом р а з у м а и трезво го з н а н и я реального положения дел на Земле. Иначе, наверное, и не могли быть написаны ни «Каратели» А. Адамовича, ни «Полководец» В. Карпова, ни «Капитан дальнего плавания» А. Крона, ни «Знак бе ды» В. Быкова... Замечательный советский писатель Кон стантин Воробьев (умер в 1975 году), сам бывший фронтовик, еще в 60-е годы написал повесть «Убиты под Москвой», которую Ев гений Носов не зря назвал «воистину опти мистической трагедией». Есть в ней знамена тельные и даж е пророческие строки, вслу шаться в которые, думаю, сейчас самое время: «...о том, что мы будем бить врага толь ко на его территории, что огневой заліг-на шего любого соединения в несколько раз превосходит чужой,— об этом и еще о мно гом, многом другом, непоколебимом и не приступном, Алексей — воспитанник Крас ной Армии — знал с десяти лет. И в его ду ше не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны». «Невероятная явь войны» сегодня должна, прямо-таки обязана стать и ч у в с т в о м , и з н а н и е м , и свидетельством р а з у м а сов ременного человека. Не эта ли объективная потребность в реальном з н а н и и и порож дает стремление советской военной прозы к писательской документалистике, вдохновлен ной страстью и разумом ее создателей, кото рые живут и работают во имя того, чтобы последняя война стала воистину последней.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2