Сибирские огни, 1985, № 5
позднего, так сказать, нашего знания о фа шизме и его последствиях, очень точно соот ветствует предмету изображения. Действи тельно, и Степанида, и Петрок показаны в процессе познания ими фашистов и их при- ^ спешников, в ситуации узнавания доселе не- * ведомого. И хотя процесс познания длится всего несколько дней, этих дней вполне до статочно для того, чтобы герои повести раз гадали звериную, античеловеческую суш- ность фашизма и заплатили за сопротивле ние ему своими жизнями. Еше вчера, до появления немцев на хуто ре, пятидесятилетняя Степанида и шестиде сятилетний Петрок, бедные крестьяне, одни из первых вступившие в колхоз, прожившие трудную и чаше нерадостную, чем приволь ную, жизнь, считали, что пришельцы — тоже «люди». Д а и откуда им, темным и мало грамотным крестьянам, было узнать, ска жем, о «Майн кампф» или о других «тру дах» фашистских идеологов, направленных на тотальное уничтожение целых народов, целцх рас?! Но за плечами Степаниды и Петрока — житейский и нравственный опыт ^ народа, жизнь в согласии с народной прав- " дой. Именно подлинная народность мировос приятия помогает им осознать, что такоё фашизм, и противопоставить его силе — правду, ту правду, которая не боится непра вой силы. «Степанида их не боялась,— пи шет Б ы к о в ,п о т о м у что презирала. Более того, она их ненавидела. Бпрочем, ей не бы ло до них никакого дела. Б той жизни, ко торую обрушила на свет война, Степанида держалась давней, исповедуемой людьми правды, и, пока у нее было сознание этой правоты, она могла смело глядеть в глаза каждому». Повесть В. Быкова «Знак беды» — это не только изображение давней трагедии, но это и повесть-предупреждение. Она действитель но «преврашает прошлое в нынешнее, связы вает настояшее с будущим». Казалось бы, ни Петрок, ни Степанида не совершили никакого реального дела, не на несли врагу никакого ощутимого вреда. Ес ли не считать, конечно, самого главного — того, что они оба, каждый по-своему, оказа ли ему духовное_ и нравственное сопротивле ние, погибли, но' не сдались. Степанида не ь успела распорядиться бомбой, с такими не имоверными трудностями припрятанной ею, она не успела взорвать мост. «Но бомба,— пишет Быков,— дожидалась своего часа». Это последняя фраза повести «Знак беды». Да, Степанидина бомба своего часа дож да лась, возмездие свершилось. Но сколько се годня иных и гораздо более смертоносных бомб, в чужих и нечистоплотных руках, то же дожидается своего часа, того, после ко торого «времени больше не будет»! Трагическая повесть В. Быкова, написан ная под «знаком беды»,— той, которая уже свершилась, и той, которую должно, необхо димо предотвратить сегодня, имеет, бес спорно, как социальное, так и общечеловече ское значение. «Опасность, угрожающая человечест ву,— сказал литовский прозаик Миколас Слуцкие на недавней встрече в Берлине пи сателей СССР и ГДР,— уже чувствовалась тогда, когда еще не изобрели ядерного ору жия. Достаточно было двух последних кро вопролитных войн в Европе. Третья уже мо жет стать а п о к а л и п с и с о м (разрядка М. Слуцкиса). И в литературе усиливалось чувство опасности... Писатель, если он че стен, не может не ощутить хрупкости совре менного состояния мира. И он очень доро жит этим миром. Это чувство становится бесценной' нитью, соединяющей людей по обе стороны частокола ракет, и духовной опорой для человека». Не удивительно, что современные совет ские писатели, отчетливо и трезво оценивая качественно новое состояние мира, в кото ром мы сегодня живем, ищут такие художе- ственные формы воплощения действительно сти, которые были бы равноценны реально му содержанию забот и опасностей именно нынешнего времени. Касается это, видимо, не только исключительно военной прозы, но и литературы вообще. Своеобразным ^отве- том на грозные требования эпохи можно, наверное, назвать и такое явление современ ной литературы, как опора на документ. Документ завоевывает себе все более проч ное (и даж е в какой-то степени незамени-. мое ничем другим) место не только в воен ном, не только в политическо.м (скажем, у Ю. Семенова, А. Проханова) романе или по вести, но и в произведениях современной — нравственной, социальной, бытовой и т. д.—. тематики. В том же номере «Дружбы народов» (1984, № 9), где опубликованы материалы встречи советских и немецких писателей, на печатана повесть новосибирского прозаика Давида Константиновского «Вы слушаете последние известия». В вымышленную фабу лу повести автор смело вводит сообщения газет, радио, выступления крупных государ ственных деятелей и т. д., а также, как он говорит, «статистику». А «статистика» тако- ва: «Пятьдесят пять миллионов погибли во второй мировой войне, развязанной фашиз мом. Двадцать пять из них — гражданское население... В общей сложности за десять лет мировых войн двадцатого века ...убито в два с лишним раза больше народу, чем за три века предыдущих... Полтора миллиона Хиросим наготове...» «И уж совсем безумно,— добавляет писа тель,— что люди об этом знают и знали раньше. Не правда ли, скорее похоже не на статистику, где все факты, а на фантасти ку, на вымысел?..» Вот уж поистине, сама жизнь сегодня на столько фантастична, что с ней трудно сопер ничать пусть даже самой изощренной услов ности. Не думаю, впрочем, что документ противоречит вымыслу, условности или на оборот. Напротив, современно мыслящий ху дожник умело использует различные формы постижения противоречий жизни — не во имя этих форм самих по себе, а прежде все го во имя того, чтобы сделать все посильное для предотвращения т р е т ь е й войны, ко торая уже может стать не последней вой ной, а последней катастрофой. П о с л е д н я я в о й н а , как бы говорит современная литература, уже была, она по зади, мы, и прежде всего советские люди, вынесли ее на своих плечах, прошли все кру ги ада... «Такая была война,— пишет Д. Коп- стантиновский,—что люди верили, что война последняя. Столько было всего, что никто бы себе не мог представить, как после этого еще когда-нибудь можно помыслить о вой не. Умирали и верили, что за избавление от зла всех и навсегда. Если бы к кому-то з а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2