Сибирские огни, 1985, № 5
альности. Такова мера условности в «Кара телях». Говоря о страшных зверствах фашизма, «умерший Бог» А. Адамовича заявляет нам, сегодняшним: «И времени больше не бу дет...» Это слова Достоевского, но в контек сте нынешней реальности они понимаются уже не так, как в XIX в.,— времени не бу дет тогда, когда не будет человека, а чело века не будет, если мы сегодня, сейчас, мы все, люди планеты Земля, позволим разра зиться ядерной катастрофе. Философская мысль А. Адамовича пыта ется осмыслить человеческую природу как феномен прежде всего социально-нравствен ный. Отсюда — «пророчества» «умершего Бога» (а на самом деле — писателя, неда ром он не раз заявлял, что писатель должен быть и «пророком»): звери, говорит он, «из начально равны себе». «А человек равен то му, что из него сделают». «Пустота, которую я, оказывается, оставил в человеке, может заполниться чем угодно. Я лишь сосуд из ваял — особенный, не могу не гордить с я !— и вручил вам. Сами собой наполняй тесь. Всем, что накопили, накопите. Друг другом наполняйте себя. Собою — других. Род ваш неделим. В тебе все, и в каждом ты. Самі) себя делаюшие, творящие — вот кто такие люди!» И, наконец, как бы завещание: «Не загу бите случайное и-лучшее мое творение! Не сотрите живые письмена! Никто не смо жет — и я тоже не смогу! — повторить. Ни когда больше». Сегодня, когда вся история, по словам Ю. Карякина, разделилась на два периода: «позади — долгий путь человечества прак тически (и психологически) бессмертного, впереди — путь только начинающийся, но под знаком беды небывалой, под знаком уг розы гибели всего нашего рода»,— современ ные писатели упорно ищут новые художест венные формы воплощения этого нового содержания истории. С этим фактом, мне думается, связано и художественное нова торство признанного мастера советской прозы В. Быкова в его последней повести «Знак беды». Критика уже давно заметила притчевую природу быковских повестей. Но, ч пожалуй, еще ни в одном своем произведе нии он не достигал столь глобальных обоб щений (притом опирающихся на самую что ни на есть земную, конкретную основу), как в «Знаке беды». Уже само название свиде тельствует о философичности замысла писа теля. Сравним: «Волчья стая», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Сотников», «Пойти и не вернуться». — и «Знак беды»... И свою целевую «сверхзадачу» В. Быков не скрыва ет, а напротив, подчеркивает в самом зачине повести; описывая заброшенную хуторскую усадьбу, где осенью 1941 года развернулась трагедия, он замечает: «Наверное, все ос тальное принадлежало здесь прошлому, по коренному тленом и небытием. Все^ кроме неподвластной времени всеох ватной человеческой памяти, наделенной из вечной способностью превращать прошлое в нынешнее, связывать настоящее с буду щим...» .и( Выше я цитировала слова А. Адамовича о том, что «личностное начало» в изображе нии войны исчерпало себя, что сегодня не обходимо приобщение и к памяти народной, к документу. Можно сказать, что А. Адамо вич, В. Карпов, А. Крон так и поступают. Правда, тот же А. Адамович идет к обоб щению и к художественному воссозданию современного взгляда на войну и через ус- ловность, которая, впрочем, носит у него ха- | рактер чаще всего философского диалога или монолога. В. Быков продолжает писать во внешне традиционной форме сюжетной повести, в которой действуют вымышленные герои, И все-таки в «Знаке беды», думается, мы видим во многом нового Быкова, отнюдь не равного самому себе — прежнему. Конечно, это все тот же Быков, с его нравственным максимализмом, с его суровык и правдивым взглядом на войну и людей, но он уже в чем-то и иной, и в чем-то очень важном. И действительно, впервые перед нами не «фронтовая» повесть, и даж е не «партизан ская», а повесть о тех людях, о том мирном, «гражданском» населении, которому, по справедливому утверждению Н. Потапова, опубликовавшего рецензию на «Знак беды» в газете «Правда» (24 октября 1983 г.), «до велось до дна испить чашу страданий и уни- жений под пятой оккупантов и их прихво стней», ' Выбор предмета изображения определил во многом и новаторство В. Быкова. Попробую пояснить эту мысль сравнени ем, хотя, видимо, оно, как и всякое сравне ние, будет не вполне точным. Впрочем, с другой стороны, аналогии всегда подчерки вают и выявляют то, что не сразу можно разглядеть. Когда я впервые читала «Знак беды», еще на белорусском языке, меня не покидало ощущение того, как будто В. Бы ков от изображения героев типа Пьера Бе- зухова и Андрея Болконского обратился исключительно к изображению персонажей типа Тихона Щербатова и Платона К арата ева, иначе говоря, от изображения индиви дуума — к изображению непосредственно народа. Это не значит, что ранее в творчест ве В. Быкова не было «мысли народной», нет,, она всегда присутствовала, но все-та ки главным предметом внимания была от дельная личность как выражение духовной биографии его, быковского, поколения, вер шиной которой и стал Сотников. Иначе говоря, то диалектическое равнове- ' сие — личность и народ,— которое было до стигнуто Л . Толстым внутри одного романа «Война и мир»,—у В. Быкова начинает ут верждаться внутри в контексте всего его творчества. А если говорить еще точнее — в «Знаке беды» Быков как бы ощутил недо статочность личного опыта и личной памяти и обратился к опыту народному, к памяти народной. Степанида и Петрок Богатька являются характерами разными, но не взаимоисклю чающими, а взаимодополняющими друг дру га. Вместе с тем эти персонажи как бы оли цетворяют в себе разные грани народного характера. И активная, решительная, бес компромиссная Степанида, и мягкий, доб рый, покладистый и терпеливый Петрок при ходят к одному необратимому выводу — покоряться оккупантам нельзя, ибо их дей ствия противоестественны, противоречат самой человеческой природе. Основной композиционный и стилевой принцип построения повести «Знак беды», ' который кратко можно определить как изоб ражение «изнутри» осени 1941 года, без
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2