Сибирские огни, 1985, № 5
как долг личный, как нравственную потреб ность. Если рассмотреть этот аспект повести ши ре, то можно уверенно сказать, что В. Кар пов как писатель и как человек поддержи- вает давнюю и славную традицию русской литературы. Ёще Ф. М, Достоевский писал в «Речи о Пушкине»: «У нас в России вы работался веками нигде не вида.нный тип — тип всемириого боления за всех». И это дей ствительно так, «всемирное боление за всех» — в крови у нашей литературы, это моральный кодекс ее чести. Но каждое по коление добывает эту честь как бы заново, добывает поистине в бою. Так произошло и с поколением писателя Героя Советского Союза (а он Героем стал в 22 года) В. Кар пова. Поэтому отнюдь не лишним пред ставляются те немногие страницы повести, где В. Карпов рассказывает о себе, расска зывает, кстати, оставаясь верным своему принципу,— опираясь исключительно на до кумент, на свидетельства (я — только опубликованные) очевидцев его военных подвигов. Рассказы эти — как бы неопро- I вержимый залог подлнниости всего изобра женного писателем. Это опять же объек тивное свидетельство его морального права писать о войне. Существенной особенностью повести В. Карпова ■ является ее драматизм, психо логическая напряженность, свойственная как автобиографическим страницам, так и повествованию о генерале Петрове. Показы вая .нелегкую судьбу Петрова, писатель не скрывает и тех несправедливостей, которые часто обрушиваются на его героя. Завершая очередную часть повести, В. Карпов пишет: «Ивана Ефимовича Петрова будут еще не раз назначать командующим фронтом и дел добрых он свершит немало, но будут и сни мать — и каждый раз незаслуженно. В общем, у Петрова жизиь складывалась, как у многих настоящих полководцев: часто попадал в опалу, но когда подпирала нуж да — опять звали служить Отечеству». Впрочем, В. Карпов не берет на себя сме лость утверждать, что характер Ива.на Ефи мовича Петрова раскрыт нм полностью. 3 «Эпилоге» он признается читателю, что его писательская задача ограничивалась изо- бражением генерала Петрова только как военного, как полководца, а частная жизнь героя осталась за пределами написанного. Кажется, А. Крон пошел несколько дальше В. Карпова, создав, если так можно ска зать, более интимное или, по крайней мере, психологически более объемное жизнеопи сание Александра Ивановича Маринеско. И все-таки не думаю, что из-за внутреннего самоограничения писателя В. Ка, рпо.ва лич ность Петрова подверглась некоторому «вы прямлению». В конце концов, каждый пи сатель вправе выбирать свой ракурс виде ния героя, тем более если этот ракурс на дежно «обеспечен» богатством жизненного материала и верностью исторической прав де. То и другое в полной мере присуще как «Полководцу», так и «Капитану дальнего плавания». Весьма существенно и то обстоятельство, что и В. Карпов, и А. Крон исходят при вос создании облика СВО.ИХ героев из одного критерия — нестандартного отношения к нестандартному человеку. Петров и Мари неско совершили свои подвиги (и в этом совпадают точки зрения писателей) потому. что они люди крупные, яркие, талантливые и, что не менее важно, свободные в своем мышлении и своих действиях. Впрочем, по- меднее — тоже признак неординарности. Одним из замечательных свойств личности Маринесйо А. Крон считает «почти неогра ниченную свободу» наряду «с привитым с ранних лет чувством долга». Не дисциплина из-под палки, а самодисциплина, не ответ ственность и долг по приказу «сверху», а ответственность и долг перед самим собой, свой, как говорит А. Крон, «кодекс чести. Один для дома и для улицы». «Когда разговор шел о деле,— пишет В. Карпов о Петрове,— он забывал о зва ниях, суть вопроса была для него важнее всего». «Но он везде верен себе,— читаем мы о Маринеско.— Один и тот же с мат росом и адмиралом. В центре дружеского внимания и наедине со своими мыслями». Умение мыслить свободно и самостоятель но, умение принимать «опасные решения» потому, что они «оптимальные» (А,- Кроя) — едва ли не самый определяющий признак ь-ероической личности. А причина причин (и по В. Карпову, и по А. Крону) кроется во внухренией свободе этих незаурядных людей, в их поведении не согласно каким-то иерархическим установлениям, а согласно собственным ^убеждениям, верности (опять же свободной,' не навязанной извне) как патриотическим, так и социальным идеа лам. В. Карпов чаще всего предпочитает называть это качество характера Петрова «интеллигентностью». А. Крон прибегает к, казалось бы, более рискованному, но тоже вполне оправданному эпитету — «дерзость». Что же такое «дерзость» в пояимании пи сателя? «...дерзость М а р и н ^ о заключалась прежде всего в органически присущем ему чувстве человеческого равенстаа. Он ценил людей не по заиимаемому ими положению, а по их достоинствам. Применительно к ни жестоящим это качество называется демо кратизмом, в отношениях с вышестоящими нередко оборачивается дерзостью». Но разве органически присущее человеку «чувство человеческого равеиства» не суть «интеллигентность»? Притом подлинная, не показная. А естественное следствие ее — свободное движение мысли и принятие «оп тимального решения»; осуществление же его — уже подвиг. Не здесь ли нам следует искать истоки массового героизма советско го ^человека в период Великой Отечествен ной войны?! Таким образом, казалось бы, локальные повести В. Карпова и А. Крона (ибо каждая — об одном, реальном, кон кретном человеке) приобретают, несомнен но, типическое значение и общенародный смысл. Одинаково важ,ным представляется обоим писателям изображение их героев в неадек ватности оценки окружающими людьми их героической жизни. Они не закрывают гла за на то, что желанный принцип «нестан дартного отношения к нестандартному че ловеку» подчас несправедливо нарушался: это заставило пережить Петрова немало горьких минут, а что касается Маринеско, так и немало горрких лет. «...для здоровья общества необходимо,— пишет А. Крон,— чтоб все общественные приговоры, осуж дающие или прослаівляюаця.е реально суще ствовавших людей, соответствовали фактам и давали объективную оценку поступков -и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2