Сибирские огни, 1985, № 5
дала примеры небывалого мужества и бла городства, самоотверженности и сплочен ности перед лицом общей беды. «Если хочешь знать,— признается сегодня бывший командир партизанского соедине ния Василий Михайлович Лопаткин в по вести Д . Гусарова «Партизанская музыка» (лицо реальное),— партизанские годы были в моей жизни самыми чистыми и возвышен ными для души. И чувство это чем дальше, тем сильнее! Многое было потом в жизни, но никогда больше не доводилось мне испы тать такого единения людей, такого ощуще ния своей необходимости и полезности, яс ности цели в жизи'и». И тот же Лопаткин говорит: «Любая война жестока и противна духу человечяости. Будь мы ангелами, нас просто уже не было бы! Еще тогда, сорок лет назад...» Это понимание, а вернее, переживание войны современными писателями как жесто кой необходимости, как трагедии и одно временно как эпохи высочайшего нравст венного взлета — бесспорный зінак присут ствия в военной прозе подлинной живой жизни. И здесь уже неважно, о каких геро ях нам рассказывают: о вымышленных или реальных, о генералах или рядовых, ибо все они в памяти народной нравственно равно ценны. В этом плане становятся вполне понятны ми размышления современного писателя о соотношении в его книгЯх «объективности» • и «субъективности». «Откуда взяться эпи ческому спокойствию?» — таким, отнюдь не риторическим, вопросом задается A. Крон. И действительно, откуда ему взяться, этому «эпическому спокойствию», если боль и свет победы — это и по сю пору не умозрительное, не книжное знание, а реальное, непосредственное, сегодняшнее переживаиие пишущего о войне... Так, ведущий эстетический принцип B. Карпова, и он это настойчиво подчерки вает,— объективность, ведение рассказа без теня шаржирования (при изображении вра гов, «неуместность карикатур в сѳрьездой литературе», абсолютная опора на документ. Но — подчеркнем мы — объективность, а не объективизм, не равиодуш.ие , не эпиче ское спокойствие. Отдавая должное врагу, его техниь^еской оснащенности и военному опыту, не прини жая и не упрощая его, В. Карпов тем самым успешно добивается своей цели — показать генерала армии Ивана Ефимовича Петрова крупным, талантливым полководцем и в то же время незаурядной личностью, челове ком большой культуры и подлинной интел лигентности. Ненавязчиво, тактично, но очень точно и выразительно звучит в по вести мысль о том, что нет и не может быть настояших полководцев (то есть таких во еначальников, которые одерживают «круп ные победы над противником»), если воен ное мастерство, и талант стратега и тактика не соединяются в его личности с нравствен ными качествами и если его душа, его серд це не бьётся в едином ритме с возглавляе мой им аірмней. В подтверждение своей последней мысли В. Карпов ссылается на Н. А. Дсбіаолюбова: «Не хотят понять, что ведь историческая личность, даж е и великая, составляет не бо лее как искру, которая может взорвать по рох, но не воспламенить камни и сама тот час потухнет, если не встретит материала, скоро загорающегося. Не хотят понять, что этот материал всегда подготавливается об стоятельствами исторического развития на рода и что вследствие исторических-то об стоятельств и являются личности, выража ющие в себе потребность общества и времени». . Вывод самого писателя закономерен . и объективен, хотя, как мы сейчас увидим, и опирается на сферу эмоциональную: «В го ды Великой Отечественной войны наши пол ководцы и их армии были объединены, го рели общей любовью к Родине и стремле нием изгнать фашистов с родной земли, и именно это определило нашу победу». Сам В. Карпов, видимо, в силу присущей ему человеческой и писательской скромности, даж е не упоминает имени Л. Н. Толстого, но читатели его повести непременно поймут, что толстовская «мысль народная» лежит и в основе повести «Полководец». Другое дело, что реализуется она иными художест венными средствами, теми, кстати, которые сам писатель считает для своего материала наиболее действенными. Один из таких способов, как мне думается, это свободное) (хотя и связанное строгой хронологией), раскованное ведение рассказа, позволяющее иногда отклоняться от главного предмета изображения — от личности полководца Петрова. Но это не упущея.ие писателя, а один из его эстетических принципов, соглас но котоірому он стремится вовлечь в орбиту изображения как можно больше участников войны, отдать нравственную дань их памя ти, назвать всех их поименно, еще и еще раз восхититься их бла.городством, беско рыстием и мужеством. Но от этого выигры вает и главная фигура повести, и сама повесть в целом, становясь объемной, пол ной жизни и перспективы. Описывая, скажем, личное мужество ге нерала Петрова, его постоянную, каждо дневную заботу о поачинениых, его удиви тельную страстность в работе, В. Карпов никогда, не забывает рассказать и о тех лю дях — от начальников штабов до рядовых бойцов,— которые окружали Петрова и благодаря которым, можно сказать, и реа лизовался его талант, его полководческое мастерство. Вот как пишет В. Карпов о бойцах и младших командирах, показавших' беспримерное мужество в Восточно-Карпат ской операции 1944 года: «Правильно гово рят — любой из них был героем, хотя каж- дый был простым, обыкновенным челове- ком. И, что самое поразительное, они себя не считали героями. Оли считали, что де лают свою повседневную солдатскую рабо- ту — воюют». Как видим, и здесь дает о себе знать толстовская традиция в изображении рус- ского Солдата, его характера. Описывая Восточно-Карпатскую операцию, В. Карпов особенно тщательно и вдумчиво рассматри вает те документальные материалы, кото рые неоспоримо свадетельствуют о том, что несколько преждевременное «фо.рсирование» Карпат было вызвано не столько стратели-. ческими соображениями нашей армии и ее полководцев, сколько гражданской и соци альной необходимостью выполнить свой ин тернациональный долг перед чехами и сло ваками, которые к этому віремѳни уже под няли воссгаяие против фашистов. Очень важно, что каждый боец армии Петрова осознавал этот интернациональный долг
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2