Сибирские огни, 1985, № 5
еше подняться выше их субъективных страстей, переживаний, <щено.к. А затем, по няв и взвесив все это, постараться преодо леть еще и свои авторские симпатии и анти патии. И вот, увязав и приведя в соответ- к ствие все это, надо представить себе ход событий в виде живого, происходящего дей ствия (прокручивать в своем воображении что-то вроде фильма, причем многократно), только после этого их можно запечатлевать на бумаге» (выделено мною — Г. Е .). Думается асе же, что искренняя любовь писателя В. Карпова к полководцу Петрову как нельзя лучше согласуется и с объектив ностью,,и с исторической правдой. Ощуще ние гармонии правды возникает прежде все го из убедительности а.ргументации писате ля, аргументации, щэежде всего, «докумен тального» характера. Но не трлько. Вводя нас в свою творческую лабораторию, В. Кар пов акцентирует внимание на том, что ре альный «ход событий» он многократно «про кручивает в своем воображении» «в в.иде живого происходящего действия, то есть практически делает то, что и всякий худож- . ник, работающий на вымышленном мате риале, но поверяющий его самой логикой жизни, ее закономерностями — социальны ми, политическими, нравственными... А так же, конечно, и своей интуицией. Одним сло вом, речь идет все ж е не о «чистой» доку ментальной прозе, но о сплаве, о синтезе документального и художественного мето дов. Д. Гусаро.в в своей последней повести «Партизанская музыка», основанной на лич ных воспоминаниях, на свидетельствах оче видцев, так же, как и А. Крон, и В. Карпов, не считает нужным скрывать от читателя эстетическую природу «писательской доку менталистики» (термин этот, можно сказать, уже утвердился в текущей критике — в от личие от документалистики авторов-непро- фессионалов, а точнее нехудожников): «Ведь за послевоенные годы приходилось столько изучать, расспрашивать, разыски вать, а потом проверять, увязывать, объяс нять и домысливать, что порой уже нелегко отделять пережитое на войне от пережитого за письменным столом». Думается, под этим заявлением Д. Гуса рова подписались бы все художники воен ной темы: А. Крон и В. Карпов, А. Адамо вич и В. Кондратьев, В. Быков и Д . Гранин, Г. Бакланов и И. Акулов... В появ,ившихся в последние месяцы кри тических статьях о военной прозе проблема эта специально не рассматривается, но зна менательно, что их авторы непременно ка саются вопроса о роли историко-докумен тального материала, скажем, в романах И. Стаднюка «Война», И, Акулова «Кре щение», в трилогии С. Крутилина «Апраксин бор» и т. д., связывая его художественную функцию с объекти'Бнотисторической пер спективой.-И это вполне справедливо. Как справедлив и иной ракурс видения, предло женный, например, Ал. Разумихиным в статье «Жизнь — подвиг» («Литературная Россия», 1984, И ноября), где реальное историческое лицо (Маринеско, Петров) рассматривается как определенный тип ли тературного положительного героя. Разу меется, такое осмысление стало возможным лишь после того, как и А. Крон, и В. Кар- ' доя вернули к жизни своих реальных геро ев — на-сей раз в художественно-докумен тальном слове. Не лишним, наверное, будет напомнить и о том обстоятельстве (каким бы оскорби тельным ни показалось оно пуристам от ли тературы), что дистанция от реального про тотипа — разумеется, в содержательном смысле — до литературного героя не так уж громадна, как это иногда представляет ся. Конечно, если перед нами личность яр кая, крупная, незаурядная, масштабная, или, говоря словами А. Крона, «нестандарт ная». «Такие личности, как он,— пишет В. Карпов о генерале Петрове,— украшают нашу историю. Соотечествениики гордятся ими. От присутствия таких людей становит ся теплее в целой эпохе». Слова эти могут быть повторены без каких-либо корректив и в адрес «Капитана дальнего плавания» Ма ринеско. Но, кроме того, в них легко можно увидеть не только жіиэненный, не толысо исторический, но и литературный критерий героя. «В самые трудные для него годы,— пи шет А. Крон о Мариінеско,— вновь сказался героический склад его характера, вновь про явились присущие ему качества: стойкость в самых чрезвычайных, грозящих гибелью . обстоятельствах и умение вести за собой людей». А разве не о «героическом складе характера» в чрезвььчайяых, грозящих ги белью обстоятельствах мы постоянно гово рим, обращаясь к военной прозе В. Быкова, Ю. Бондарева, Г. Бакланова и других совет ских писателей, воспроизводящих уже в сво их «вымышленнЫ'Х» повестях и романах че ловека на войне?! Героический тип личности, встающий со страниц нынешней военной прозы,— это, бесспорно, свидетельство самой жизни, а литература, доступными ей средствами (у каждого писателя они также свои, особые), ли'Шь останавливает эти мгновения подлин ной исторической реальности, продлевая ей жизнь. «Удивительное свойство памяти,— писал И. Падерин в повести «Ожоги серд ца»,— она стремительно перекидывает тебя из настоящего в прошлое и возвращает об ратно, словно для нее нет ни расстояний, ни барьеров времени — вісд сжато и уплотне но в одном мгновении». Но, как бы продол жает эту мысль Б. Карпов, и «память чело- вечеоіая не вечна, потому что люди смерт ны. Те, кто знал Петрова, как это ни грустно, тоже уходят. И остается для по томков то, что удается запечатлеть на бума ге. Оказывается, бумага при всей ее непроч ности — самый надежный материал, на ко тором оседает и хранится -история». Разумеется, ни В. Карпов, ни А. Крон, так же, как А. Адамович или И. Стаднкж, ни в коей степени не претендуют на роль историков. Задача их иная — показать, за печатлеть духовно-исторический опыт наро да — через характеры, будь то характеры реальных или вымышленных героев. Вот как, например, определяет цель писателя В. Бьжов: «..шоследовать не самое войну (это задача историков), а возможности че ловеческого духа, проявляющиеся на войне». Война не может не задевать воображение и душу современного писателя (тем более фронтовика) и по той причине, что «возмож ности человеческого духа» проявились на войне как массовый героизм всего советско го народа, как всенародный подвиг. Война
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2