Сибирские огни, 1985, № 5
пз того,— писал В, Быков в «Литературной газете» 11 июля 1984 года,— что печата лось в 40-е — 50-е годы, было неудобочи таемым, неприемлемым для непосредствен ных участников войны». В. Быков, по всей вероятности, имеет в виду прежде всего панорамные произведения о войне, или «псевдоэпопеи», как их стали называть позд нее, что в больших количествах появлялись в 40-е — 50-е годы. В конце 50-х — начале 60-х годов в лите ратуре о войне возникает новое направле ние, так называемая вторая волна военной прозы. Эту литературу создавало то поколе ние, представителям которого в 1941 году было 17—18 лет. Воюя в качестве рядовых бойцов или младших командиров, они, види мо, тогда еше и не представляли, что имен но их генерации предстоит сказать новое слово о минувшей войне. Повести Г. Бакла нова «Пядь земли», «Южнее главного уда ра», Ю. Бондарева «Батальоны просят ог ня», В. Быкова «Журавлиный крик», А. Ананьева «Танки идут ромбом» и другие максимально приблизили литературное изо бражение к коренной правде, показали вой ну, говоря словами Л. Толстого, «в крови, в страданиях, в смерти» и в то же время в несгибаемом мужестве рядовых ее участни ков. В конце 70-х годов, в связи с появлением повестей Вяч. Кондратьева, критика начала было гов.орить о «третьей волне» военной прозы, о дальнейшем процессе демократи зации литературы военной тематики. Но вскоре эти разговоры утихли. Думается, тому есть веские причины. Чтобы не вда ваться в ненужные здесь подробности, на зову, на мой взгляд, основную. Не отрицая бесспорной одаренности. В. Кондратьева и верности его повестей фронтовой правде, позволю себе заметить, что все-таки он шел проторенным путем, тем, которым уже про шли до него не только В. Быков, Ю. Бонда рев, Г. Бакланов, А. Ананьев, но и К. Си монов в романе «Живые и мертвые». Признаки эстетического обновления во енной прозы, видимо, надо искать в каких- то иных направлениях развития современ ного литературного процесса. Вся тяжесть этого поиска, разумеется, прежде всего па дает на непосредственных участников этого процесса, то есть на тех писателей, которые в последние годы пишут или продолжают писать о войне. Наше дело, дело критики в данном случае — уловить те качественно новые явления, которые свойственны произ ведениям о войне 80-х годов. Думается, одним из наиболее перспектив ных направлений развития современной во енной прозы является то, где писатель сме ло идет на своеобразный жанровый экспе римент, создавая художественный сплав документа, писательской публицистики и вымысла. Прошу не путать «документ» с мемуаристикой, которая хотя и доныне еще имеет довольно широкий круг читателя, но в условиях конца XX века (о чем ниже) уже не может удовлетворять строгого ценителя ни в художественном отношении (не секрет, что мемуары, как правило, подвергаются литературной обработке, чаще всего, по верхностной), ни в отношении соответствия этих материалов (по масштабности мышле ния) тем глобальным изменениям в мире, которые произошли благодаря «успехам» . 146 планетарной НТР (имеется в виду создание атомного и ядерного оружия, что впервые поставило человечество в небывалую в ис тории ситуацию). Художественная проза о войне, основан ная на документе, в завксимости от своеоб- разня писательского дарования, может быть (и уже есть) весьма самобытной. Так, А. Чаковский написал политический роман с опорой на документ, допустив, правда, в ряде бытовых и социальных кар тин элементы вымысла. А. Крон создал «биографическую» повесть о легендарном подводнике Маринеско — «Капитан дальне го плавания», в которой также не обошелся без вымышленных эпизодов (или домыслен ных по аналогии). А. Адамович создал по весть нравственно-философского характера «Каратели», где документ органично сосед ствует с самой смелой условностью. Симптоматично, что писатели, создающие в основе своей «документальную» прозу, склонны рассматривать саму по себе доку ментальность каь^ нечто эстетически значи мое, как явление стиля, а не просто свиде тельство верности тем или иным фактам (на последнем обычно настаивает мемуа ристика). Например, А. Крон замечает: «А впрочем, документальность еще не дает патента на бесспорность. Документы пишут ся людьми. Документы можно отбирать и монтировать. Иногда в результате такого отбора и монтажа рождается искусство». Предупреждая читателя о том, что даже опубликованные (значит ли это, что они «документальны»?) материалы о его герое Александре Ивановиче Маринеско разноре чивы и даж е «загадочны», А. Крон избирает форму «воспоминаний», притом не только личных, но и воспоминаний-свидетельств со ратников прославленного капитана-подвод- ника. Но, не скрывает писатель, «от субъек тивности не спасает и документальность»,.. В таком случае, спросим мы, нет ли тут пр-отиворечия? Ведь рассказывается о ре альном человеке, а не о вымышленном ге рое. Но противоречия, видимо, все-таки нет. Ибо под «субъективностью» А. Крон пони мает свою точку зрения, собственно автор скую позицию, которая сложилась исходя из того, что сам писатель «видел и слышал».^ Строго говоря, такова и писательская пози - ция В. Карпова: «...я ничего не прибавляю и не убавляю. Пишу как было». Но было, как это понятно, в пределах видимости автора и досягаемости для него свидетельств дру гих людей, что уже сообщает «документаль ной повести» (так В. Карпов определил жанр своего произведения) черты писатель ской индивидуальности и, что совсем уже бесспорно, признаки личного отношения автора к своему герою. Завершая повесть о генерале армии Пет рове, В. Карпов обращается к читателю: «Если иногда моя любовь и уважение к Петрову были слишком заметны, не судите строго. Разве можно упрекать человека за , искреннюю любовь?» Но как же эта пози ция «любви и уважения» согласуется с та-^ КИМ вот заявлением автора: «При создании вещи, основанной на подлинных фактах и событиях, писателю надо суметь из имею щихся в его распоряжении материалов вос- созда '#8 объективную, исторически правди вую картину. Для этого необходимо понять взгляды, интересы, личные особенности участников событий. И не только- понять, но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2