Сибирские огни, 1985, № 5

на других временных работах, на огородах. И всегда он разговор об этом заканчивал вздохом; «Хорошо было в «Сибдеткомиссии». Я старался убеждать его в том, что вер­ нуться можно, и ничего тут плохого не бу­ дет,' никто его не упрекнет. Убеждая его, я все больше задумывался о том, что не пой­ ти ли и нам с ним вместе в эти мастерские. Я завел себе записную книжку, сделав ее из оберточной бумаги, и огрызком каран­ даша стал записывать в нее различные по­ метки, в том ■ числе было записано: «ул. -Свердлова. Сибревком. Мастерские «Сибдеткомиссии». Там -же было записано мной сочиненное стихотворение, которое я прочитал ребятам при свете коптилки: Мчатся торопливо наши дни и годы, Вспоминая прошлое — грустим: Тайгу, деревню, все невзгоды, Какие были на пути. И пусть проходят годы торопливо. О прошлом нечего тужить, Коль жизнь была безрадостной, тоскливой. Теперь нам надо радоваться, житьі Верно, радоваться еще нечему было, но казалось, чѴо мы хоть на чужом чердаке, но живем. Никто нас не бранит, не поддает подзатыльников, ни от кого не надо пря­ таться. И за все это мы очень благодарны другу нашему Семе. А скоро мы обрадова­ лись еще больше. При очередной нашей но­ чевке в городе, в газетных тумбах, нас «за­ стукали»: милиция подобрала целую группу ребят, в том числе и нас, и отправила в дет­ приемник. А оттуда нас привели в мастер­ ские «Сибдеткомиссии»., СИБДЕТКОМИССИИ. Ж изнь-в мастерских «Сибдеткомиссии» с первых же дней, после всех скитаний, нам с Шуриком показалась раем. Всех приве­ денных ребят помыли, одели, накормили впервые по-человечески, за столом. Потом устроили на работу. Я попал вначале в де­ ревообделочный цех, а потом перевели в «дорожный», где готовили дорожные вещи: чемоданы, полевые сумки и т. д. Шурика и Сему направили в цех «папье-маше», там готовились детские игрушки. ■ Вскоре всех определили на учебу без от­ рыва от производства. Рабочий день был коротким, было когда поучиться и отдох­ нуть. Все ребята и девчата были распределены по группам, в зависимости от уровня зна­ ний. В самую младшую группу, во 2-й класс, попали мы с Шуриком. Однако наше огром­ ное желание учиться и подготовка, получен­ ная в ликбезе, определили возможности пе­ ревода нас в 3-й Класс. По окончании 4-го класса учеба продолжалась в рабочем уни­ верситете, тоже вечерами, без отрыва от производства. Университет находился в зда­ нии фабрики им. ЦК швейников, рядом с мастерскими — на Серебренниковской ^ули­ це. . * Ж аж да учиться была у всех неукротимая, как будто каждый старался наверстать упу-: щепное в жизни. Кроме занятий в рабочем университете мы старались еще использо­ вать и такую форму учебы, как «рабфак на дому». В те годы выходил специальный журнал «В помощь занимающимся в рабфа - ке на дому», где в легкой, доступной форме излагались вспомогательные учебные посо­ бия. Передо мной всегда образы тех, кто вел* нас в большую жизнь. Это — директор ма­ стерских Федор Терентьевич Земляникин, старый большевик, проживший почти сто­ летнюю жизнь, отдавший ее полностью де­ тям, которым заменял потерянных родите­ лей. Он был всегда с нами в цехах, шел в нашем строю на новостройку Комсомоль­ ского железнодорожного моста, на завод им. XVI партсъезда или на какую другую стройку. Высокий, стройный, всегда с улыб­ кой на добром лице. Вместе с намц звонко пел он песни. В цеха он часто заходил в сопровожде­ нии наших воспитателей, комсомольских во­ жаков Нины Асмоловой, Коли Королева, Яши Мельникова. Часто с ним приходил и Александр Николаев, работник окружкома комсомола. НЫне Александр Сергеевич воз­ главляет областной Совет ветеранов ком­ сомола. Как-то подошел ко мне Александр С е р - геевич и спросил: — Тебя зовут Вася Коробейников? . — Д а,— отвечаю. — Ну вот, наконец-то! — воскликнул он.— А Шурик с тобой? — Он,— говорю,— в цехе «папье-маше», игрушки делает. — Значит, так, Вася, завтра я вам,— прямо-таки таинственно произнес он,— я вам завтра устрою встречу с Володшей. < — Что? Как? С Володей? Где он? Как он? Почему завтра, а не сегодня? — забрасывал я его вопросами. Он успокаивающе сказал: . — С ним все хорошо, жив, здоров. Рабо­ таем мы с ним в окружкоме комсомола, в Доме Ленина. Каждый раз он мне н а к а - зывал проверять среди вновь приведенных в мастерские ребят, нет ли вас, и вот вы тут, налицо. Какая радость для Володши (так он называл нашего Володю)! Завтра вы пойдете в Дом Ленина. На втором этаже в приемной спросите его, а остальное все само собой разумеется. Завтра потому, что | ■ ОН сегодня в- командировке, вернется зав- тра. Он ничего не -знает, преподнесете ему сюрприз. Потерпи, Васек,' подготовь млад­ шего. Нина Асмолова,* заведующая нашим це­ хом и комсомольский секретарь, в свою оче­ редь сказала; * ; — Вот так, Васек! Завтра можешь с ут­ ра идти, по такому случаю с работы разре­ шаю отлучиться. За Шурика не беспокойся, его тоже отпустят.— Голосок у Нины всег­ да звенел.— Ну а как же теперь, Васек? — продолжала она,— Кто будет оформлять це­ ховую стенгазету, а? Тут ты у нас главная сила. А теперь, наверное, уйдешь жить к брату? — Не знаю, как он там.— Мне немного стало вдруг грустно; в самом деле, неужели придется уходить из мастерской? — Нет, он не уйдет,— вмешался Алек­ сандр Сергеевич.— Володша живет недале­ ко от мастерских, разве что на квартиру к нему перейдете. Он живет один, будете жить с ним, а работать и учиться, по-преж­ нему, в. мастерских. Тем более, что зарпла­ та у Володши, как и у меня, невелика, труд-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2