Сибирские огни, 1985, № 5
— Буренушка, красуленька, рябушечка, родные мои... Где тебя черт носил? Всю ночь ору. Медведь-то опять в поскотине объявился, вчерась задрал Афонькиных ко ров, леший тебя бери. Милые мои коровуш ки, бог вас храни!.. ' Так до самого двдра. Молча мы расста лись с Шуриком. Назавтра он мне расска зал, что все обошлось лишь тем, что Поли- карпиха заставила его без еды и отдыха весь день и ночь коноплю костричную прясть на веровину. Все пальцы, руки и губы в крови. Такие меры наказания Поли- карпиха и раньше применяла. Заставит прясть всю .ночь и обязательно коноплю с кострикой, а она колкая, а нитку надо су чить и слюной примачивать, вот губы и кро- вят от кострики. В ленной-то куделе ко стрика мягче и меньше ее, вот потому она заставляет прясть конопляную. Был у Поликарпихи еще один покормлен- ник — Никитка. Тот, бедняга, послабее был. Прясть всю ночь — до третьих петухов'—. не выдерживал. Дрема брала верх. Тогда Поликарпиха сажала его на тюрик. Он верткий, неустойчивый. Как только задрем лет Никитка, тюрик качннет и вместе с ним Никитка на пол — бултых. Поликарпиха те шилась, а Никитке слезы. Вот так издева лась над мальчишкой подлая. О хозяине Шурика так же, как и о моем, говорили: «Это справные мужики». Они охотой занималисБ, хлебопашеством, гнали деготь из березовой коры, смолу — из ко лоти коренника. Возили деготь, смолу, на дранную бересту, липовые лубки куда-то далеко, продавали, меняли на пшеницу, ее в здешних местах не сеяли, а больше всего сеяли озимую рожь. Земли для хлебопашества 'бы ло мало, каждый старался расширять пашни за счет раскорчевки. Работа .на ^раскорчевке была адски тяжелой. Кулаки, кроме постоянных батраков, по дешевке нанимали бедноту: напоят самогоном, и те гнут спины. Корче вали пни, разделывали деревья, сваленные на кряжи, на швырок, складывали исколо тый швырок в поленницы, драли бересту, складывали в стопки, кряжи — в штабеля. Для батраков этот период корчевки, смо локурения был самым тягостным, а для нас, подростков, невыносимым. Данила, сын моего хозяина,' был здоро венный мужик. За ним надо было успевать и в ходьбе по лесу, и в свалке, и в разделке стволов. Пилим, бывало, дерево на свал. Сначала ничего — успеваешь, а потом так умотаешься, что тянешься за пилой, руки окаменеют, вот-вот свалишься. Данила кри чит: «Чего виснешь на пиле, тяни. Аль зас нул, чертенок, тяни!» Иногда подобреет, скажет: «Отдыхай пока покурю». Чуть отойдешь и 'опять пошел — тяни, не висни. В голове гудит — жик-жик, в глазах темно. С нетерпением ждешь, когда пова лится дерево, чтоб, пока переходим к друго му, немного отдохнуть. А ему, Даниле, хоть бы что. Огромный, в чембар'ах-броднях; как медведь, вышагивает от дерева к дереву. Однажды, когда разделали мы стволы на кряжи и швырок, покололи швырок на поленья, Данила сел покурить, а мне велел класть поленницу. — Д а смотри, не перекоси,— строго пре дупредил он. Складываю я дрова, а в глазах целая карусель. Просто дурно стало от' усталости, да и есть хотелось здорово. Не сложил я и половины поленницы, слышу за спиной сопит Данила: — Ты что же, леший тебя побери, наде лал? Куда накривил? А? Чтоб тебя медведь задрал.— Он схватил топор, наклонил мою голову над поленницей и еще сильнее зао рал.: — Зарублю, окаянного! От страха я упал, ударился лбом о поле но. Напугался, видать, и Данила. Потому как схватил меня, поднял и давай угова ривать: — Ну-ну, дурень, я же нарошно, пошутил. Я молчал, боль в голове была небольшая, но в душе запала страціная обида. Дума,- лось об одном — бежать! Но куда? Дома Анастасьюшка заметила шрам на лбу, допрашивала, я не сказал ничего. — Знаю, знаю! Это он; злодей, ирод. Не счастные мы с тобой, Васятка. Давай уйдем из этого ада. Ой как надоело все, жить не хочется на белом свете... Уйдем!! В ГОРОД Весной 1927 года договорились мы с Шу-< риком убежать. Помогала нам в этом Ана стасьюшка. Она собрала на дорогу немного продуктов, сухарей да сушеной рыбы, не много денег и благословила в путь. Мужи ков дома не было — в тайге, на промыслах. — Спросят где, скажу — не знаю, искать ироды не б у д у т ,г о в о р и л а она. Вышли, мы за околицу. Анастасьюшка прижала нас к себе, сквозь слезы заговори ла о том, что уйдет и она от рлого мужа и неласковых свекра и свекровушки. — Идите! Храни вас бог, хуже этого, что было, не будет, добрые люди пусть всюду вам встречаются. Идите, детки! Ее добрые слова, ее ласки тронули наши сердчишки, не сдержались от слез и мы. Шли мы и все оглядывались. Долго она еще стояла, мы видели худенькую, добрую жен щину с теплым материнским сердцем. Шли молча. Но шагали все быстрее и быстрее, теперь уже боялись оглянуться назад, казалось, будто кто-то нас будет до гонять. Но кто? Кому мы нужны? Пройдя больше половины пути, решили передох нуть. Присели на валежинку, огляделись, заговорили. Не знаю, как Шурйку, но мне не было страшно на этой лесной дороге. Хуже, а значит, и страшнее того, что было, не будет,— вспоминал я слова Анаста- сьюшки. Вот он, батюшка-Иртыш! Знакомая до рога — в голодную годину пробирались мы в эти отдаленные места по его холодной серой ряби. Где-то там, под городом Ново сибирском, а может, в самом городе, живут наши братья. Ничего неведомо ни нам о них, ни им о нас. Надо добираться до родины — до станции Каргат, возможно, там что-ни будь прояснится. И мы добирались. Сначала пароходом до Омска, потом поездом до Каргата. Пароходом на этот раз проехали с меньшими муками, чем тогда, в двадца том году. Ходили пароходы намного бы стрее. Ехаяи мы, конечно, без комфорта. Билеты у нас были то.пько до Тары, до Омска денег не хватило. После Тары мы вы-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2