Сибирские огни, 1985, № 4
в послевоенные годы часто награды, до бытые на поле боя, «догоняли» и находили героев через военкоматы во всех концах страны. И даже теперь, через сорок лет, этот почок не иссяк до конца. То же и с легенда ми. Их было много больше, чем осталось сейчас. В отличие от нынешних легенды тех лет были фантастичнее, но и гораздо досто вернее встречающихся подчас в поздней ме муарной литературе... В основе легенд бь/ло то, что сказано в , эпиграфе к этим запискам — отчаянная смелость и чувство долга, воинского и пат риотического. Воинского — цементированно. го ратным м а с т е р с т в о м . Вот тогда-то «солдаты, не вернувшиеся с полей». Не улетали с журавлиной стаей, а возвращались в родной дом — «всем смер- тям назло» во здравии и живой плоти. ШЕЛ ДВАДЦАТЫЙ ГОД ПОСЛЕ ПОБЕДЫ В Н-ском танковом подразделении весь личный состав был в машинах. Грохот и пыль летели над землей, лязг гусениц глу шил радиокоманды в наушниках плотно за стегнутого шлема. Неудивительно, что мно гие не обратили внимания на штатского человека на КП рядом с командиром. Его заметили уже на разборе занятий. — Почему не взяли препятствие? — спра. щнвал майор водителя пятой машины. Молоденький солдат прежде, чем ответить, взглянул на постороннего — удобно ли при нем говорить о военных делах? Офицер по нял подчиненного., улыбнулся и разрешил: . — Отвечайте... Механик вздохнул: — Не тянет, товарищ майор! Чего толь ко я с ним не делал? Все проверил, отре гулировал, вроде работает, как часы. А на «гору», простите — на «контрэскарп»,— выходит из режима... Разрешите пояснить? — Поясните. — Устарела она. Другим ребятам новые достались, а мне эта. Ее на пьедестал поче та — заслужила: геройский танк Великой Отечественной!.. У солдата молодое, открытое, честное ли цо, ему, видимо, не больше двадцати, обра зован и остер на язык. По, тому, как майор слушал, можно было . заключить, что офицер ценит солдата за откровенность и прямоту, за дисциплину и уважение к старшему командиру, от кото рого ждет совета. , • Разговор о старой машине, видимо, был не первым. Строй явно сочувствовал моло”- дому водителю. Все ждали, чтЬ ответит командир. Майор задал несколько уточняющих тех нических вопросов. Солдат толково отвечал, и казалось, они оба забыли о постороннем. Вдруг офицер обернулся к нему:' — А вы как думаете, Георгий Василье- ВИЧ? Это удивило: командир, высший автори тет, обращается за советом к какому-то «штатскому». Все стали разглядывать постороннего, но і^ичего особенного не отметили; так себе мѴжичок, на сельского тракториста похож. — Чего тут думать,— ответил человек в штатском,— попробовать надо. Может, в самом деле старушка не тянет? Он подошел к «тридцатьчетверке», коснул ся брони, лицо его осветилось. — Посмотрим, лошадка, какая ты есть...—- тихо сказал он. Солдаты заулі)[бались, весело и снисходи тельно — не иначе тракторист. Нет, это ему не ДТ-54! Пусть попробует управлять та кой махиной! «Тракторист» осматривал «лошадку», за глядывал «под брюхо» — трогал катки и траки, залезал внутрь, вылезал, снова зале зал. Офицер продолжал беседовать с солда тами. Группа бойцов затеяла какой-то спор. Реплики доносились * о штатского, но он не подавал вида, что слышит. — ...сначала колесно-гусеничный А-20, а потом еще Т-32...— говорпл один из спор щиков. И штатский незаметно кивнул. — Чего ты городишь? — возражал дру гой.— Сразу она появилась эта «тридцать четверка», во время Отечественной!.. Штатский мотнул головой отрицательно. — ...не во время, а за год с лишним до войны! И была она та же «тридцать вторая», только с усиленной броней, потому и номер другой — «34»... Штатский удовлетворенно улыбался. Улыбка сохранялась и ког^а перечислялись тактико-технические характеристики: вес — 30 с лишним . тонн! Пушка — 76 миаілимет- ров. Броня «во лбу» чуть не в пять санти метров! Движок — под четыреста лоша дей!.. Знают ребята технику. И уж наверняка слыщали, что не было ни у врага, ни у со юзников лучшего танка! Только вот вряд ли наслышаны, что во время войны «трид цатьчетверка» постоянно , усовершенствова лась. В 42-м толще стала броня, увеличи лась емкость баков, появилась новая короб ка передач и другие полезные для огня и маневра новшества. Во второй половине войны, к исходу 1943-го, произошло главное событие — вместо 76-миллиметрового на «тридцатьчетверку» было поставлено новое, • более грозное орудие — «восемьдесятпят- ка»... В ЭТОТ' момент кто-то громко произнес: — ...Геройская машина! Но как ни гово ри — в музее ей место! Заслужила..! и об служила. Этого штатский не выдержал. Повернув шись к ребятам, он укоризненно покачал головой. — Условия знаете? — спросил майор. — Три тысячи четыреста метров: Двенад цать с половиной минут. Четырнадцать препятствий... «Тракторист» залез в танк и крикнул: — Пускай парень со мной поедет! Танк тронулся с места легко и пружинис то, словно сдерживая силу. «Тридцатьчетверка» заехала на эстакаду (упражнение «погрузка на платформу») и так 'ж е плавно спустилась с нее. Развер нувшись, машина помчалась ко рву, преодо лела его, а затем и «снарядную воронку». Легко маневрируя, словно не было в ней десятков тонн веса, преодолела эскарщ контрэскарп, прошла препятствие под наз ванием. «ограниченный проезд», (мрет), • ■участки дорог с разны,ми уклонами, взяла крутой подъем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2