Сибирские огни, 1985, № 4

рые почему-то не вырастают на ветках бе­ резы. И на вопрос — «Куда ведет вон та до­ рога...», который является названием перво­ го" рассказа, мы с уверенностью можем от- ’ ветить, что она ведет маленького героя к ве­ ре в добро и любовь. Особенный эмоциональный настрой при­ дает всей книге сама тональность повество­ вания. Грустью, то тяжелой, то просветлен­ ной, пропитана вся художественная ткань сборника. Местами книга, правда, грешит излишней чувствительностью и сентимен­ тальностью. Иногда заданность этого чув­ ства ощущается до того остро, что возника­ ет подчас гнетущее, настроение. Особенно это проявляется в тех частях произведения, где персонажи страдают под все усиливаю­ щимся спудом неотвратимой смерти. Кроме повести «Погоня за будущим», нагнетание мрачной тоски явно выражается в расска­ зах «Сад» и «Чудо-юдо, сладкий сок». Но если в первом рассказе был только один «смертник», который еще мог колоть дрова, сидя на стульчике, то во втором «началось с того, что передохли в ту зиму на селе все до единой собаки», затем «сгинули два му­ жика под белой прохладой сугробов», а один утонул в осенний ледостав, далее про- ВОДО.М, оборвавшимся от порыва ветра, за­ хлестнуло насмерть двух близнецов, мед­ ведь «заломал» девушку и прочее и прочее. Но несмотря на указанные огрехи, кото­ рые, как правило, являются издержками творческого запала, перед нами, несомненно, яркая, художественная проза._ Пластика письма, мягкий лиризм, нередко обогащен­ ный философским наполнением, проникно­ венный психологизм — вот в чем кроется своеобычность писательской манеры В. Су­ качева. Всем своим творчеством, и данной кни­ гой в частности, писатель призывает нас по­ верить, что нам откроется что-то главное, коренное в жизни, ускользающее в «тряси­ не» повседневной мелко-житейской суеты и озабоченности. Он призывает вместе с Ка- рысем задавать себе иногда вопрос: «И по­ чему в небе солнце одно, а капелек мноро, и в каждой капельке — солнце?» ' В. МАЛЬЦЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2