Сибирские огни, 1985, № 4
рые почему-то не вырастают на ветках бе резы. И на вопрос — «Куда ведет вон та до рога...», который является названием перво го" рассказа, мы с уверенностью можем от- ’ ветить, что она ведет маленького героя к ве ре в добро и любовь. Особенный эмоциональный настрой при дает всей книге сама тональность повество вания. Грустью, то тяжелой, то просветлен ной, пропитана вся художественная ткань сборника. Местами книга, правда, грешит излишней чувствительностью и сентимен тальностью. Иногда заданность этого чув ства ощущается до того остро, что возника ет подчас гнетущее, настроение. Особенно это проявляется в тех частях произведения, где персонажи страдают под все усиливаю щимся спудом неотвратимой смерти. Кроме повести «Погоня за будущим», нагнетание мрачной тоски явно выражается в расска зах «Сад» и «Чудо-юдо, сладкий сок». Но если в первом рассказе был только один «смертник», который еще мог колоть дрова, сидя на стульчике, то во втором «началось с того, что передохли в ту зиму на селе все до единой собаки», затем «сгинули два му жика под белой прохладой сугробов», а один утонул в осенний ледостав, далее про- ВОДО.М, оборвавшимся от порыва ветра, за хлестнуло насмерть двух близнецов, мед ведь «заломал» девушку и прочее и прочее. Но несмотря на указанные огрехи, кото рые, как правило, являются издержками творческого запала, перед нами, несомненно, яркая, художественная проза._ Пластика письма, мягкий лиризм, нередко обогащен ный философским наполнением, проникно венный психологизм — вот в чем кроется своеобычность писательской манеры В. Су качева. Всем своим творчеством, и данной кни гой в частности, писатель призывает нас по верить, что нам откроется что-то главное, коренное в жизни, ускользающее в «тряси не» повседневной мелко-житейской суеты и озабоченности. Он призывает вместе с Ка- рысем задавать себе иногда вопрос: «И по чему в небе солнце одно, а капелек мноро, и в каждой капельке — солнце?» ' В. МАЛЬЦЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2