Сибирские огни, 1985, № 4

деленного мужчины к определенной женщи­ не превращалась в трагедию. У Степана Сарыг-оола любовь оказывает эстетическое воздействие на людей, раскрывает подлин­ ную ценность их духовной красоты:. «Край роднрй. Танды, оставцщь — Век охотником не станешь. Клятву другу позабудешь — Без семьи весь вёк евдй будешь» , Баир молчал. Рукой затылок трогая. Глаза смущенно кверху поднимал. И мысленно ругал себя так строго. Что до сих пор ее не понимал. И,вот тёперь, за каждою строкою > Ее письма, ему открылся смысл. Как будто прикоснулся он рукою К пылающему сердцу Алдын-кыс. (Из поэмы «Алдын-кыс», перевод А. Емельянова) Лирические герои Степана Сарыг-оола яв­ но вышли из тувинского устного народного, творчества, и всегда в лирических стихах его проскальзывает легкий юмор: Лучезарными глазами Хоть втайне улыбнись, Оглянись да поклонись, Буду знать, что я любим. С дочерью Устуу Ничего я не натворил, Пусть она в моих Очах играет. Как звезда Шолбан в небесах. («Разговор с сердцем», подстрочный перевод) Лучшие стихи Степана Сарыг-оола — это стихи о дружбе народов, о России. Каждое' стихотворение из раздела «Никто не забыт, ничто не забыто» — это гимн людям совет­ ской земли, детям разных народов. Спросят, сколько братьев у меня,— ' Я, пожалуй, сразу не отвечу: ' очень велика моя родня... В небо поднимусь. Луне навстречу, И с высот на Землю укажу: вот мой дрм, семья моя,— скажу. («Песнь дружбы», перевод С. Козловой) Можно смело сказать, что стихи о друж­ бе народов были творческой программой Степана Сарыг-оола на всю жизнь. Вся его деятельность посвящена этой цели. И он остается гордостью тувинской поэзии. С. БАИР. Вячеслав Сукачев. Свидание у реки. Рас­ сказы и повести. М., «Современникьь, 1983. Открывая новую книгу Вячеслава Сукаче­ ва, мы сразу погружаемся в тихий мир ли­ рических переживаний ее героев, ярким фо­ ном которых служит сочная земля При­ амурья. В персонажах сборника обнаружи­ ваются как бы два началй: одно рождающе- ся, другое — отмирающее. Их нравственная «линька» происходит мучительно, в тягост­ ном безвременье одиночества, у Реки, кото­ рая является образом — реальным и мета­ форическим — поліьсіводного течения самой жизни. ' Герой повести «Погоня за будущим» мо­ лодой художник Сергей Баринов после де­ сяти лет скитаний по стране/ возвращается на свою родину, в деревню Елок, стоящую на скалистом берегу речки Чермал. Возвра- .шается, чтобы... умирать. У него рак желуд­ ка, который он «заработал» в ранней юно­ сти в геологической экспедиции, когда при- .ходилось и голодать, и обжираться мясо.м 174 диких коз, и пить неразведенный спирт. По­ следние дни его жизни в деревне сгущают­ ся в тяжелую дрожащую каплю, в которой отразились навеянные увиденным воспо-ми- нания детства, встречи со старыми друзья­ ми, раздумья о прожитых днях, физическая боль, неожиданная любовь к студентке-ме- дичке Насте, приехавшей на каникулы к родным, страстное желание нарисовать но­ вую картину — закат на речке Чермал, ко­ торую он так и не успел дорисовать, уме­ рев возле этюдника. Его молодость была не­ престанным странствием по белому свету, погоней за будущим, вечностью. Сергей п о ' тому и принялся за свою последнюю карти­ ну, что «начал приближаться к осмыслению вечности, представшей перед ним в форме спокойно текущей реки: из прошлого в бу­ дущее». Он пренебрегал настоящим: «на­ стоящего времени не существует, потому что, пока задавался этот вопрос о настоя­ щем времени, оно уже стало прошлым...» И хотя это его трагическое заблуждение опровергалось каждодневным его существо­ ванием, он упорно преодолевал препятствия и рвался вперед, не думая нн о настоящем, ни о прошлом. Даж е тогда, когда Баринов увидел, что на. холсте «никуда не текла ре­ ка, не восходило солнце и не сияла солнеч^ , ными бликами вода», он только устало по­ думал, что «возможно, именно это и есть вечность». Боль невысказанной грусти томит героя рассказа «Студеные воды реки» врача Федо­ ра Феофановича, его ддвыт какая-то сила, какой-то «червячок-сверчок» тоненько посви­ стывает в его душе. Кажется, асе у него хо­ рошо. Красивая жена, успехи а работе («он - уже делал операции; которые превышали районный уровень»), но нет, ему хочется какого-то «Завтра», настоящей Реки, где «будет интересно и жутко жить». И он вдруг, понимает, что его «Сегодня» всегда будет как «Вчера», и любое «Завтра» оста­ нется прежним, вдали от этой Реки. К Реке тянется и главный персонаж рас­ сказа «У реки» — он просто не может жить без нее. И пусть жена его не желает этого, довольствуясь суррогатами «цивилизован­ ной» жизни, зато его повзрослевшая дочь, выросшая в городе, как оказалось, тоже не сможет жить без Реки. Трогает незабвенная любовь писателя к своему родному краю. Яркий пример то­ му — повесть «Карысь». Это произведение имеет подзаголовок «повесть в рассказах», оно распадается на отдельные сюжетные островки, по которым, с одного на другой, «скачечѴ маленький герой Карысь к своему отрочеству. На каждом островке ему откры­ ваются особенные, удивительные миры, пол­ ные волшебства и таинства природы, будь то «синие льды» Амура, «ликующие краски» • тайги или живые теплые существа, вроде яіеребенка с белой полоской на ноге по име­ ни Перстень. «Синее небо, отраженное в во­ де, белый снег в распадках, тяжелая корич­ нева березовых сережек, .розово-сиреневое половодье рододендрона на склонах солок и по хребтам, зеленая ярость тайги за Аму- - ром — все это так ликует и радуется солн­ цу, пчелам, схрижам под высоким берегом, всем:у живому на земле, что у Карыся тихо кружится голова». Для Карыся все <івежо и ново; даже его собственные сандалии, кото-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2