Сибирские огни, 1985, № 4
коллешіию без соответственной научной до кументации, он продал одну из них за гро мадную по тем временам сумму (3 тысячи рублей) купцу Мамееву, пожертвовавшему ее в Томский университет. Другая коллек ция в конечном итоге оказалась проданной в Финляндский национальный музей в Хель синки. Незначительная часть сборов Зна менского- попала в Тобольский музей»'. И все это несмотря на «твердые демократи ческие убеждения» М. Знаменского, о кото рых так горячо говорится в очерке А. Лей- фера. Популяризация должна быть научной. И упрек в недостаточной научной обосно- ванносги — главный, который мы можем ад ресовать книге А. Лейфера. Но очерки «Метеор» и «Для грядущих поколений», несомненно, заслуживает всяче ского признания. Главка о Чокане Валиха- нове написана легко, на одном дыхании. Мы не толы {0 узнаем об этом человеке новое для нас, но и видим его в многомерном про странстве и времени, ощущаем Чокана на шим современником. Александр Лейфер имеет дело со слож ным материалом. Заявив названием первой книги — «Сибири не изменю!»,, главную на правленность своей работы, он последова тельно обращается к неизученным пластам разнообразных «пород» краеведческого ма териала, открывая «золотоносную жилу», содержащую необходимые нам сведения о людях и событиях, обогативших наше Оте чество своим б.есценным вкладом в создание и сбережение памятников культуры. Новая книга Александра Лейфера не оста вит равнодушным читателя. Ее небольшой объем говорит о том, как нелегко выраба тываются из «руды» труднопроходимой по роды дорогие крупицы. Книга учит береж ному, ответственному отношению к краеве дению, требующему даже от самого заинте ресованного исследователя не только увле кательного изложения, но и научной точно сти. В. ВАЙНЕРМАН. Степан Саріяг-оол. Саянские зори. Туаин. ское кн. нзд-во, 1983. Это — последняя его книга, которую ему не суждено было увидеть. Она собрана и подготовлена .М. Д. Черноусо.вой — женою писателя. Подготовлена с любовью, с глубо ким знанием его творчества. Книга состоит из четырех разделов: пер вый — «Разговор с сердцем», второй -ь- «Пе чаль моих радостей», третий — «Никто не забыт» и последний — «Глазами и сердцами детей». Начинается книга волнующим вступитель ным словом тувинского поэта Юрия Кюн- зегеша — одного из учеников Степана Абга- новича Сарыг-оола. Он пишет: «Вся жизнь поэта была неразрывно связана с народом, и все его творчество исходит от народа». Написав когда-то рассказ о появлении первой легковой автомашины в 30-х годах на степных дорогах Тувы, об испуге и ' Чернецов В, Н. Древняя история Нижнего Приобья,— Материалы и исследования по археоло гии СССР. М 35, М., 1953, с. 7— 8. удивлении тувинских аратов перед этой «ог ненной телегой»,- очерки о первых колхозах, Степан Сарыг-оол и в наши дни чистосер- -дечно удивлялся всему новому в жизни Со ветской Тувы. Он, как никто другой, чувст вовал стремительное вхождение НТР в жизнь тувинцев. Смерч, огонь, гроза н наводнения — Не смести им жизнь с лица земли! Крепнут в почве корни обновления. Чтоб еще пышней ^веты цвели. Знает жизнь, свое цветенье празднуя: В силе солнца скрыт ее исток. Силой человеческого разума Счастье человека расцветет. (из поэмы «Ильич во всем», перевод С, Козловой) Не случайно его первое стихотворение «Когда свобода в наших руках», напечатан ное в 1934 году, стало народной песней, ибо оно выражало душу народную, настроение тувинских аратов тех лет, их стремление к прогрессу: Сосновые Саяны — не преграда. Перемахнем без остановки. Прямо в СССР мы приедем. Он нам всегда поможет. ' Совершенство мы разглядели, Оно. как Саяны, высоко. На бумаге нарисуешь — Оно, как лампочка, горит. (подстрочник автора) Степан Сарыг-оол-певец новой жизни ту винского народа, .шаг за шагом идущего к заветной цели. Появилось телевидение в Туве — он пи шет об этом стихи, выбрана доярка депута том — снова стихи, строится новый поселок металлургов Хову-Аксы — опять стихи, съездил в Якутию, Киргизию, в Москву—' появляются циклы стихов. Но не рифмован ные информации, не путевые заметки, а на стоящие стихи. Степан Сарыг-оол родился поэтом, непов торима интонация уже его ранних поэтиче: ских опытов. Стихи, включенные в первый раздел «Саянских зорь», подводят итоги и законченному периоду жизни тувинского народа, и творчеству 9 амого поэка. Раньше люди в юрте мерзли. Вьюги ночью к ним врывалИсь. Простирали старцы руки К очагу, на угли дуя. А теперь кругом светлеет. Всем в домах просторных, новых В январе тепло, как летом. Так нас время осветило Ослепительной зарею! («Новая жизнь», перевод Ф. Фолонина) В стихотворениях «Родная Тува сегодня», «Облик Чаа-Холя». «Хову-Аксы», «Тувинец сегодня», «Чабан Чола», «Разговор с Сая- •Чіами», «Чабан, побывавший в Москве» и других поднимается тема строителя нового мира, подлинными героями . стихотворений Степана Сарыг-оола стали Люди Труда. Степан Сарыг-оол был и певцом любви. Передать тончайшее движение души челове ческой удается не каждому. «О любви мож но писать в любой обстановке,— говорил Степаіі Агбаноіич,— и в суровое время, вспомните Симонова, «Землянку» Суркова, и в наши дни. Только как?!» В позднюю эпоху буддизма в Туве страсть становится сдержаннее, внутренний мир тувинца обогащается, углубляются его духовные мерила. В некоторых случаях, как нам известно из легенд, привязанность опре»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2