Сибирские огни, 1985, № 4
Допустим, что подмеченные осооенности упомянутых ' произведений определены кри тиком верно, но при чем тут «неороманти ческий принцип»,’ когда речь идет, скажем,' о тех же «Драчунах» М. Алексеева? Роман «Драчуны» — в высшей степени реалистиче ское произведение, и это сам М. Алексеев особо подчеркнул, взяв одним из эпиграфов слова Л. Толстого; «Мне кажется, что со временем вообще перестанут рыдумывать художественные произведения...» Замёчу, что именно о силе реализма в новом романе М. Алексеева говорили все писавшие о нем критики. «Романтическая модель», видимо, на столько обольстила А. Байгушева, что он готов видеть в зеркале романтизма чуть ли не всю современную советскую литературу. Что ж, как говорится, вольному — воля, но плодотворно ли такое «моделирование» для выявления жийотрепещущих проблем лите ратуры? В заключение хочу высказать одно поже лание общего порядка. В насгоящее время издательствами прак тикуются выпуски коллективных сборников поэтов, прозаиков, очеркистов — дело доб рое и необходимее. А вот содружество ра ботников критического цеха издатели, види мо, не очень жалуют — нёпример, за по следние годы в издательствах нашего ура ло-сибирского региона увидел свбт лишь один коллективный сборник критиков «Исто ки и источники» (Барнаул, 1983). Не вда ваясь в доскональные изыскания причин та кого отношрия издательств (прежде всего местнЫх) к сборникам критиков, івсе же за мечу, что оно, это отношение, представля ется не совсем оправданным. Ленинград ский сборник наглядно подтверждает: уме лое соединение под «общей крышей» луч ших работ критиков как раз и может дать наиболее полную и объективную картину современного литературного процесса. Николай КУЗИН. Александр Лейфер. Проінлое в настоящем. Омское кн. изд-во, 1984. Бнешний вид этой маленькой книжки ед ва ли заставит обратить на нее внимание' неискушенного читателя. Мягкая обложка горохово-зеленого цвета. Фамилия автора и название — черными .буквами в скромной рамке. Мимо такой книги можно пройти, не заметив. И только взяв ее в руки, начина ешь понимать замысел автора. Книга рас- ' считана на «своего» читателя. Об.этом гово рит и ее формат и т ир аж— 10 тысяч эк земпляров. Полистав книгу и дойдя до по следних страниц, даЖе. самый незадачливый читатель, несомненно, решит её прочесть. И не пожалеет. Б самой книге десять глав — десять очер ков. И расположены они так, что по собы тиям, в них описанным, мы движемся от се редины минувшего столетня к нашим дням. Книга посвящена людям, участвовавшим в удивительном превращении Омска из полу заброшенной крепости в один из крупней ших центров Сибири. Автор выделяет в низе, как наиболее привлекательную черту, по движничество. Это качество присуще и пет рашевцу С. Ф. Дурову, и первому казахско- му ученому Ч, Ч. Валиханову, и краеведу. А-.'Ф. Иалашенкову; Большая часть книги — шесть очерков — посвящена Ф. М. Достоевскому. Причем их общее название «Вокруг Достоевского» — избрано автором не случайно. А. Лейфер собрал обширный материал о судьбе ру кописей писателя, о людях, его окружав ших в Омске. Не претендуя на проникнове ние в творчество писателя и сложные проб лемы его научной биографии, автор тем не менее стремится «дотянуться» и прикоснуть ся к ним. Это стремление и составляет па фос всех шести сюжетов «о Достоевском». ■ А. Лейфер учит нас заинтересованному чте нию. Не просто прочесть, скажем, «Братьев Карамазовых», но и познакомиться с лите ратурой,, раскрывающей творческую исто рию книги, но побывать в архиве и поли стать старо» дело о человеке, послужившем писателю прототипом одного из героев. Не просто, читать Достоевского, но читать, ин тересуясь судьбой его творческого наследия, судьбой людей, соприкасавшихся с ним. Та кое отношение к книге придает чтению мно гомерность, облегчает ей путь к сознанию и сердцу читателя. Б этом смысле особо сле дует выделить очерк «Александр Сулоц- кий». Очерк написан на материале, от пер вого слова до последнего со-бранном авто ром. А. Лейфер первый знакомит нас с пе рипетиями жизни и деятельности незауряд ного человека. А толчком к многолетнему поиску материалов о преподавателе омско го кадетского корпуса послужил том «Лите ратурного наследства», где четвгерть века то му назад были опубликованы письма, Сулоцкого к Фонвизиным, рассказываю щие о помощи, оказанной им Ф. М. Досто евскому. Увлекательно написан и рассказ о С. Ф. Дурове, где А. Лейфер развеивает миф о вражде Достоевского и Дурова (очерк .«Па ли мы, как жерТвы очищения»). К сожалению, книга не лишена и некото рых недостатков. Нам становится скучнова то, когда вместо авторской оценки,' свежего размышления, нрвого факта мы наталкива емся на пространные, по целой странице, выдержки из разных книг, будто бы неведо мых читателю. (Кстати, в очерке о Сулоц- ком цитаты,жестко отобраны и «на месте»). Но если очерк или статър должны заменить нам литературу по узкому вопросу, затро нутому в них, то здесь должны быть учтены разные точки зрения на предмет разговора. Особенно если речь идет о спорных явлени ях. Вот, например, очерк «Художник неизве стен». Вообще ничего не зная о художнике М. Знаменском, мы по прочтени'и очерка сохраним самые добрые чувства к нему, «воспитаннику декабристов». Но предполо жим, что мы заинтересовались темой и хо тим расширить свои познания. И чТо же? Мы можем, к примеру, узнать, «что в 70-х годах (XIX века.— В, В.) в Тобольске за нялся археологическими раскопНами не безызвестный художник М. С. Знаменский. Не имея никаких специальных познаний и относясь с достаточной небрежностью к до кументации собранного материала, он раз рыл в окрестностях Тобольска много курга нов и полностью испортил интереснейпее городище на мысу Потчеваш (Чувашский ' мыс), относящееся к последним векам до н. э. Составив, «з собранных материалов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2