Сибирские огни, 1985, № 4
леющей научностыо, унифицирует неповто. римость индивидуального творчества разных художников^ рассматривает любой творче ский акт как сумму приемов, якобы легко поддающихся логической «расшифровке». Отсюда — решительное стремление изучать литературный процесс с непременным его моделированием под углом всевозможных схем и концепций, зачастую убивающих «душу .живу» художественного образа, ни зводящих искусство слова до уровня «фор- мализаторских приемов». И хотя в книжном варианте А. Байгушев )отатью подсо.кратил и кОмпозицио.нно пере строил, однако коренные теоретические рас суждения и постулаты оставил неизменны ми — именно они-то и вызывают решитель ное возражение. В статье, включенной в сборник «Критика и время», А. Байгушев глав.ное внимание уделяет современной прозе, рассматривая • ее с несколько странных позиций. Еще бы: зачислить В. Белова не просто в разряд пи- сателей-экспериментаторбв, а в число экспе риментаторов «по Э. Бенвениету» (француз ский теоретик-лингвист), П. Проскурина — в .основатели современной мифологической прозы, увидеть неоромантическим роман М. Алексеева «Драчуны», а в «Мгновениях» Ю. Бондарева — язык и стиль, о которых... «мечтал Иван Бунин»,— все это не может не вызвать удивления. Но попытаемся взглянуть на статью спо койнее. Как и следовало ожидать, разговор по су ществу критик начинает с прозы «деревен ской» — общепризнанного выдающегося яв ления в современной литературе, полагая, -что эта проза «стала, естественно, первой фазой отражения восходившей Н'ГР». Но нам представляется; .что до А. Байгушева феномен «деревенской прозы» воспринима ли несколько иначе, считай это явление за кономерным развитием традиций отечествен ной прозы с пристальным вниманием к судь бе человеческой как к судьбе народной. И заслуги «деревенской прозы» видели не в открытии «структурной устойчивости», как считает А. Байгушев, а в том, что она, по справедливому замечанию Ф. Кузнецова, «с таким вниманием исследует глубинные залоги народной нравственности, закономер ности внутренней жизни души народа, этой мерой поверяет человеческую ценность сво их героев» (цитирую по широко известной статье Ф. Кузнецова «Судьбы деревни в про зе и критике»). Длинно и не очень внятно рассуждая о «языковых срезах», о современных лингви стических открытиях, исключив «Последний поклон» В. Астафьева и «Кануны» В. Бело ва из «деревенской прозы» (по мнению кри тика, эти' произведения следует отнести к «прозе нового Времени»), А. Байгушев за- тем'делает такое «открытие»: «При современном мышлении скучно-по следовательное изложение вступает в яв ную диспропорцию с «уплотненностью» вре мени В современном мире». И посему спасе ние прозы либо... в попытках создания ро мана В новеллах, как у В. Астафьева в «По следнем поклоне», лйбо — в использовании речевой структуры по рецептам упомянуто го фрацузскРго лингвиста Э. Бенвениста, чем, по мнению критика, давно пользуется В. Белов. Вот так. А деревенская проза «в своем «классическом виде»... увы, ухо дит»,— резюмирует критик. К счастью, современная литературная си туация складывается не по моделям автора «Романтики соаременности»: произведения, наследующие традиции отечественной про зы, появляются и будут появляться, и надо полагать, никогда и никуда «не уйдут», пока жива русская речь, пока мы помним Пуш кина и Гоголя, Тургенева и Толстого, Д о стоевского и Лескова, Чехова и Бунина, Горького и Шолохова, Леонова и Платоно ва,— подтверждением тому новые произве дения М. Алексеева («Драчуны»), Е. Носо ва («Усвятские шлемоносцы»), И. Акулова («Касьян Остудиый») и ряд других. Рассуждения автора «Романтики совре менности? о мифологической прозе и ее «метаморфозах» тоже оставляют чувство недоумения. Я, например, перечитав повести П. .Проскурина «Тихий, тихий звон» м «В старых ракитах», и после «разъяснений» А. Байгушева воспринял оба произведения как чисто реалистические, не узрев, в них ни какой мифологизации, несмотря на отме ченные критиком «по-шопеновски 'прозрач ную атмосферу» первого и «сугубо симфо ническое построение» второго. Но даж е ес ли в стилистике названных яовестей П. Про скурина опіущается «музыкально-романти ческий ключ» (согласимся в принципе здесь с А. Байгушѳвым), то почему из,этого сле дует делать вывод, что «Петр Проскурин написал нечто вроде .-современного мифа»? А. Байгушев, ссылаясь на авторитет Горь кого, утверждает, что «стилистика мифо- .творчества — типично романтическое прояв ление в прозе». Согласимся и с этим. Одна ко далеко не всякое «романтическое прояв ление в прозе» ведет к мифотворчеству — это аксиоматично и не нуждается в доказа тельстве... - Много путаного, нейразумительногЬ ' в рассуждениях автора «Романтики современ ности» о так называемой «неоисповедаль- ной» современной прозе, яркими произведе ниями которой критик считает, в первую очередь, повесть «Фигура» В. Сикорского, романы «Час разлуки» О. Михайлова, «Сам шитовый лес» М. Анчарова, «Когда же мы встретимся?» В. Лихоносова, повесть «Стра ницы памяти» В. Марченко. Все ссылки критика на «пресс ПТР» и другие «элемен тарные катастрофы» отдают надуманностью, и мало соотносятся с истинными прболема- ми названных произведений... Наконец, относительно рассуждений А. Байгушева о том, как .научные открытия прорицают «прозу нового времени». Обращаясь к таким заметным произведе ниям последних лет, как первая часть рома на Г. Маркова «Грядущему веку», «Драчу ны» М. Алексеева, «Корни и крона» В. Ко жевникова, «Годы без войны» А. Ананьева, критик полагает, что каждый из авторов названных произвёдний «по-своему попро бовали новый, неоромантический принцип, согласно которому рассказ ведется как бы в сместившемся, времени. Кроме времени формального, например, в «Драчунах» все время присутствует и второе, «вселенское» время... Романтическое «вселенское» худо жественное мышление вошло в эти романы, современная относительность времени обре ла свое высокое художественное выраже ние».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2