Сибирские огни, 1985, № 4
времени» размышляет об особенностях по нятия «советский характер», воплошающе. го, по мнению критика, «новаторские черты современника», высказывает ряд принципи альных соображений, касающихся пробле мы героического в советской литературе. «Если раньше,— пишет исследователь,— на пример, в литературоведении' главное вни мание уделялось раскрытию зависимости характера от обстоятельств, то теперь с ро стом творческой активности народных масс, все более значительное место занимает воп лощение постоянно усиливающегося воз действий человека на жизненные обстоя тельства, на природу, на движение исто рии». Мировоззрение художника, уровень его философской культуры — в центре внима ния теоретической работы А. Иезуитова «Актуальные вопросы теории социалистиче ского реализма». Рассматривая структуру метода социалистического реализма в раз- личных искусствах Сживопись, музыка, ки но, литература), автор в свете этой корен ной проблемы подвергает критике ряд про изведений известных советских писателей, в которых видит рецидивы мировоззренческой путаницы (критик называет это явление «мировоззренческим кокетством»), заигры вание с идеализмом и религией. Можно не соглашаться с некоторыми обвинениями, ко торые А. Иезуитов предъявляет тем или иным конкретным произведениям и их авто рам (например, рассказам В. Распутина, опубликованным в седьмой книжке «Наше го современника» Эа 1982 год, или роману И. Друцэ «Белая церковь»), но общий па фос статьи, направленный против так назы ваемой инфернальности, ' иррационализма, мистицизма, проявляющихся в некоторых произведениях последних лет, нельзя не разделить. Справедливым представляется и другое важное замечание А. Иезуитова, касающе еся особенностей современной литературы: об усилении философичности в ней (именно философичности, связанной с рационально, логическими рассуждениями героев произ ведений), а не философской основы, как не редко нынче принято считать. Убедительны суждения исследователя о взаимоотноше ниях национального и интернационального на современном этапе развития отечествен ной литературы, когда в условиях мощного развития советских национальных литера тур «первостепенное значение для дальней шего развития каждой, из них и для социа листической культуры в целом приобретает особый вклад той или иной советской на- ' циональной литературы в общий' художест- , венный процесс». И как бы в продолжение размышлений А. Иезуитова — статья В. Рябова «Мировоз зренческие основы художественной крити ки», в которой автор, затрагивает вопросы философской методологии в собственно кри. тических работах. Л. Ершов, озаглавивший свою статью «Критика и современный литературный про цесс», ведет речь о взаимоотношениях лите ратурной критики и ' художественной лите ратуры за последние три десятилетия. На. зывая «приметы» критики 50-х, 60-х и 70.-х _годов, Л. Ершов говорит о заметном возра. стании культуры критического мышления, повышении, ее философско-эстетических кри териев в оценке литературных явлений, ее обостренном внимании к нравственным про блемам. В то же время, по мнению Л. Ер шова, «в условиях обострившейся идеологи ческой борьбы наша критика далеко не всегда оказывается на высоте... еще слабо соотносит свои наблюдения и выводы с важ нейшими социально-философскими концеп циями современности». Этот недостаток от мечался -на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. На недостатках современной литератур ной критики заострено в.нимание известного прозаика С. Воронина (статья «О жанре рассказа и ответственности критики») и председателя российского совета по крити. ке и литературоведению В. Дементьева (статья «Пути творческого роста»). По.след- ний дал своей работе подзаголовок «Слово к молодым критикам», подчеркивая тем Са мым осдбое внимание к творчеству молодых представителей критического цеха. В. Де ментьев, отмечая характерные недостатки нашей критики, такие, например, как сла бость социально-классовой заостренности при анализе художественных произведений (здесь у него много точек соприкосновения с Л. Ершовым), справедливо замечает; «Мало родиться литературным критиком, мало иметь склонность к аналитическому, обостренно эстетическому восприятию ли тературы. Необходимо еще иметь биогра фию, и не просто научную или творче скую, но биографию общественную, граждан скую». Большую пищу для размышлений дают и другие работы, включенные в сборник, в частности статьи И. Рогощенкова «Без праздника и хлеб горек» и Г. Филиппова «Обытовление бытия» (о современной фило софской поэзии). В первой на примере про изведений К. Воробьева, Д. Балашова и не которых других обосновывается своеобра зие разработки темы памяти в нашей совре менной литературе. Вторая статья — Г. Фи. липпова — при всей категоричности и’поле мических перехлестах представляется весьма любопытной благодаря оригинальному и яр кому толкованию поэзии последнего вре мени. Читатели, надо полагать, не без интереса прочитают статью В. Акимова о молодых современных прозаиках, хотя в последней чрезмерная локализация материала (в поле зрения критика попадает лишь проза ленин градцев) обедняет общую тенденцию моло дой прозы наших дней. Но все эти статьи, к которым можно приплюсовать и работы В. Павлова' и Ю. Помпеева, не выбиваются из цельной тональности сборника «Критика и время», свидетельствуют об обогащении современной критической мысли новыми плодотворными эстетическими изысканиями. Но вот одна статья, включенная в сбор ник, выглядит, на мой взгляд, если не «чу жеродным», то, по крайней мере, «отдалеи- ным» компонентом — речь идет о статье А. Байгущева «Романтика современности», впервые опубликованной в журнале «Моло дая гвардия» в 1982 году и получившей -уже немало упреков. Статья А. Байгушева являет, можно ска зать, откристаллизованный пример того, когда критика наша, увлеченная самодо.в-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2