Сибирские огни, 1985, № 4

век, свято хранящий в себе картины давне­ го прошлого. Лебяжий берег И Волчий плес Не позабыли меня — Под шаткою тенью Кривых берез '■ Хранится Клочок огня. Здесь - учился поэт красоте и доброте, впитывая в себя и звуки солончаковых вет­ ров, и песни людей — простые, как хлеб, выращенный на родной земле. Есть у лири­ ческого героя «все, что полагается»: вер­ ная любовь, большая мечта, «преображаю­ щий землю труд». Из этих понятий в поэ­ зии В. Крещика формируется и-та идейно- эстетическая почва, на которой вырастают его лирико-философские откровения: в бензинном вихре, В звоне бубенцов Нас в этой жизни мучает и лечит Стезя и правда дедов и отцов. Так поэт заново открывает секрет ніизне- стойкости народа, общества. Каким бы ни был «современным», «стремительным», «ра­ кетным» век НТР, все-таки он органично вырос из прошлого, более того — он про­ должает пользоваться духовной энергией, накопленной в прошлом. В такой авторской позиции явственно видны диалектичность и историзм, подлинная современность худо­ жественного мышления. Глубокий смысл вкладывает поэт в строки «мучает и лечит стезя и правда дедов и отцов». «Мучает»— значит, заставляет «работать», не только че­ ловеческую, но и гражданскую совесть. И, стоя перед знакомым с детства трактом, лирический герой оказывается перед судом совести, перед судом тех, кто прошел по это­ му пути на битву, на труд, на подвиг. Вот почему такой запас нравственной энергии несет в себе образ сельского учите­ л я— в бесхлебную и студеную зиму 1919 года он утверждал в сердцах детей поня­ тие «Советская власть». ^ Он вовсе не маг И не бог. Он аа ночь устал До предела. Но жгуч и горяч его слог — .Собрат настояшего дела. («Баллада об учителе») «Не сила, а сильная вера» — основа прав­ ды, утверждает учитель. Вера в Советскую власть неразрывна с верой в торжество луч­ шего, что есть в человеке. Таковы духовно­ нравственные основы Советской власти в понимании сельского учителя. Его образ жи. , во перекликается с образами- других героев наших современников. Это придает лирике В. Крещика особую окраску. Даже в самых личных, интимных пережи­ ваниях лирического героя чувствуется осо­ бенная тревога, продиктованная осознани­ ем того, что любой человек, каким бы ни было заслуженным его благополучие, не имеет 'права на духовную инертность: ...Как будто.ненароком. У слыш иш ь посредине дня: — Ты головой За все заплатишь. За непокорный свет звезды. Завоешь под звездой. . Заплачешь, Замечешься под ней... ' Жестоко судит поэт своего героя («заво­ ешь под звездой»), но иначе не может, ибо понимает: только так надо бороться за то, чтобы не зарастала душа сорной травой. Лучшие стихотворения сборрика проник­ нуты стремлением лирического героя обрести счастье не в комфортабельности души, не в личном благополучии, а наоборот — в еди­ нении с миром, с людьми. Чувствуется, что тема коллективизма, взаимоотношений людей, основанных на идеалах добра, по-настоящему волнует поэта и могла бы стать одной из главных в его творчестве. В. Крещику, который умеет увя­ зывать личные переживания с чаяниями ок­ ружающих его людей, не свойственно слиш­ ком пристально исследовать нюансы своего «я» (хотя, конечно, в поэзии нельзя без личностного начала). Его лирич^кий герой отличается достаточно активной граждан­ ской позицией, чтобы его могли удовлетво­ рить лишь индивидуально-отрешенные или ограниченно-личные интересы. К образу ли­ рического героя В. Крещика протянуты жи­ вые нити чужих сердец, а значит, и сам ге­ рой делится своими нравственными запаса­ ми. Чем убедительней показан этот процесс, тем богаче образ. И здесь нельзя не пожелать поэту одоле- ния новых высот — это, в свою очередь, по­ требует от поэта новых художественных средств. Мы вправе ожидать от него также большей глубины лирико-философской мыс- ди, она должна стать ярче, индивидуализи- рованней. Читатель готов идти за ним в новые поэтические дали. Н. КАРЛАГИН. Критика и врем*. Литературно-критический сборник. Лениздат, 1984. Несмотря на многочисленные упреки в ад­ рес современной литературной критики, на-, до, все же признать растущий ее авторитет, обусловленный в первую очередь серьезной научной основательностью многих киртиче- ских работ. И подтверждением тому могут служить большинство статей рецензируемо­ го сборника (составитель Н. Утехин). В сборник, правда, вошли двё работы, как .бы не имеющие непосрдественного от­ ношения к литературной критике. «Искусст­ во памяти и память искусства» академика Д. .Лихачева цосвящена значению памяти в истории культуры человечества. «Зримые образы» А. Калентьевой рассматривают проблему экранизации классики и современ­ ных литературных произведений. Но обе статьи, особенно эссе Д. Лихачева, настоль, ко тесно соприкасаются с литературным процессом наших дней, что присутствие их в сборнике не только правомерно, но, можно ■сказать, необходимо. Открывается сборник статей Ф. Кузнецо­ ва «На том стоим (Черты литературы зре­ лого социализма)». Статья эта, обозреваю­ щая развитие советской литературы за по- следнее десятилетие, является своего рода прологом ко всем другим, работам, рассмат­ ривающим подробнее, детальнее несколько частные, что ли, проблемы современного л и ­ тературного процесса. В. Щербина в статье «Герой перед лицом 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2