Сибирские огни, 1985, № 4
век, свято хранящий в себе картины давне го прошлого. Лебяжий берег И Волчий плес Не позабыли меня — Под шаткою тенью Кривых берез '■ Хранится Клочок огня. Здесь - учился поэт красоте и доброте, впитывая в себя и звуки солончаковых вет ров, и песни людей — простые, как хлеб, выращенный на родной земле. Есть у лири ческого героя «все, что полагается»: вер ная любовь, большая мечта, «преображаю щий землю труд». Из этих понятий в поэ зии В. Крещика формируется и-та идейно- эстетическая почва, на которой вырастают его лирико-философские откровения: в бензинном вихре, В звоне бубенцов Нас в этой жизни мучает и лечит Стезя и правда дедов и отцов. Так поэт заново открывает секрет ніизне- стойкости народа, общества. Каким бы ни был «современным», «стремительным», «ра кетным» век НТР, все-таки он органично вырос из прошлого, более того — он про должает пользоваться духовной энергией, накопленной в прошлом. В такой авторской позиции явственно видны диалектичность и историзм, подлинная современность худо жественного мышления. Глубокий смысл вкладывает поэт в строки «мучает и лечит стезя и правда дедов и отцов». «Мучает»— значит, заставляет «работать», не только че ловеческую, но и гражданскую совесть. И, стоя перед знакомым с детства трактом, лирический герой оказывается перед судом совести, перед судом тех, кто прошел по это му пути на битву, на труд, на подвиг. Вот почему такой запас нравственной энергии несет в себе образ сельского учите л я— в бесхлебную и студеную зиму 1919 года он утверждал в сердцах детей поня тие «Советская власть». ^ Он вовсе не маг И не бог. Он аа ночь устал До предела. Но жгуч и горяч его слог — .Собрат настояшего дела. («Баллада об учителе») «Не сила, а сильная вера» — основа прав ды, утверждает учитель. Вера в Советскую власть неразрывна с верой в торжество луч шего, что есть в человеке. Таковы духовно нравственные основы Советской власти в понимании сельского учителя. Его образ жи. , во перекликается с образами- других героев наших современников. Это придает лирике В. Крещика особую окраску. Даже в самых личных, интимных пережи ваниях лирического героя чувствуется осо бенная тревога, продиктованная осознани ем того, что любой человек, каким бы ни было заслуженным его благополучие, не имеет 'права на духовную инертность: ...Как будто.ненароком. У слыш иш ь посредине дня: — Ты головой За все заплатишь. За непокорный свет звезды. Завоешь под звездой. . Заплачешь, Замечешься под ней... ' Жестоко судит поэт своего героя («заво ешь под звездой»), но иначе не может, ибо понимает: только так надо бороться за то, чтобы не зарастала душа сорной травой. Лучшие стихотворения сборрика проник нуты стремлением лирического героя обрести счастье не в комфортабельности души, не в личном благополучии, а наоборот — в еди нении с миром, с людьми. Чувствуется, что тема коллективизма, взаимоотношений людей, основанных на идеалах добра, по-настоящему волнует поэта и могла бы стать одной из главных в его творчестве. В. Крещику, который умеет увя зывать личные переживания с чаяниями ок ружающих его людей, не свойственно слиш ком пристально исследовать нюансы своего «я» (хотя, конечно, в поэзии нельзя без личностного начала). Его лирич^кий герой отличается достаточно активной граждан ской позицией, чтобы его могли удовлетво рить лишь индивидуально-отрешенные или ограниченно-личные интересы. К образу ли рического героя В. Крещика протянуты жи вые нити чужих сердец, а значит, и сам ге рой делится своими нравственными запаса ми. Чем убедительней показан этот процесс, тем богаче образ. И здесь нельзя не пожелать поэту одоле- ния новых высот — это, в свою очередь, по требует от поэта новых художественных средств. Мы вправе ожидать от него также большей глубины лирико-философской мыс- ди, она должна стать ярче, индивидуализи- рованней. Читатель готов идти за ним в новые поэтические дали. Н. КАРЛАГИН. Критика и врем*. Литературно-критический сборник. Лениздат, 1984. Несмотря на многочисленные упреки в ад рес современной литературной критики, на-, до, все же признать растущий ее авторитет, обусловленный в первую очередь серьезной научной основательностью многих киртиче- ских работ. И подтверждением тому могут служить большинство статей рецензируемо го сборника (составитель Н. Утехин). В сборник, правда, вошли двё работы, как .бы не имеющие непосрдественного от ношения к литературной критике. «Искусст во памяти и память искусства» академика Д. .Лихачева цосвящена значению памяти в истории культуры человечества. «Зримые образы» А. Калентьевой рассматривают проблему экранизации классики и современ ных литературных произведений. Но обе статьи, особенно эссе Д. Лихачева, настоль, ко тесно соприкасаются с литературным процессом наших дней, что присутствие их в сборнике не только правомерно, но, можно ■сказать, необходимо. Открывается сборник статей Ф. Кузнецо ва «На том стоим (Черты литературы зре лого социализма)». Статья эта, обозреваю щая развитие советской литературы за по- следнее десятилетие, является своего рода прологом ко всем другим, работам, рассмат ривающим подробнее, детальнее несколько частные, что ли, проблемы современного л и тературного процесса. В. Щербина в статье «Герой перед лицом 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2