Сибирские огни, 1985, № 4

зкнюкной полки в. Крещик. Стихотвврения. Нваоеибирск, Зап.-Си6. кн. мзд-во, 1984. Наверное, один из важнейших «двигате­ лей» поэтического чувства — ощущение бес­ покойства перед лицом окружающего мира. Чем сильнее этот «двигатель», тем раско­ ванней, уверенней полет поэтической мысли. Вот почему с надеждой и верой читаешь та­ кие строки; За неуютность Меня прости. Неуютно светит Моя звезда. Но думается, что выражение «неуютно светит» имеет здесь еще и оттенок само-' осуждения. Вот почему поэт не заигрывает со своей музой, лишая ее права на жеманность или эСтетство. Пойдем со мной, пойдем, но прежде Свою божественность забудь. Надень рабочие одежды ко всему гбтовой будь. Откуда и куда идет муза В. Крешика? Вопрос этот мне кажется отнюдь не празд­ ным потому, что путь пройден уже нема­ лый. Да и книга, изданная в серии «Биб­ лиотека сибирской поэзии», в известной ме­ ре итоговая. Она — некая вершина на твор­ ческой стезе, с которой теперь виднее буду­ щий путь и — яснее и ближе истоки. Лирическое чувство в поэзии В. Крешика с самых первых его шагов было свободно от излишнего внимания к собственным ошибкам или гіотерям, от бацилл индивидуа­ лизма. Это «ко всему готовой будь», сказан­ ное однажды,- не случайно. Лирический ге­ рой, а точнее его внутренний мир, был от­ крыт для чужих потрясений, настроен на волну дум и чаяний людей, среди которых прошло военное и послевоенное детство поэта. В поэзии В. Крешика органично слива­ ются две стихии: - «деревенской» эстетики и городской культуры. Пришел и поклонился речке. Ботинки сбросил. Снял очки. Пеньки стоят как человечки, Как маленькие старички. В поэтическом мироощущении автора воплотились мироощущения современного пахаря — крестьянина и одновременно — городского интеллигента. Герой В. Крешика умеет, когда нужно, стать и уточяенно-изысканным, и загадоч- ,ным: А действу не видать конца, И контуры его размыты, И в самой глубине, лица То самое, что ищем, скрыто. Однако сельская закваска дает знать о себе обостренным чувством родной приро­ ды, ее новизны и неповторимости: Я красоту найду в природе И в холода, и в летний зной. Но что-то высшее проходит. Никак не схваченное мной. Вот чувствуя комок в гортани. За ветку мокрую держусь — Мне кажется, что я у грани Неведомого нахожусь. Ощущение надежной земли под ногами, ее притяжение не дает растаять, авторской мысли в «элегическом тумане». Лирический ■герой привык смело идти навстречу житей­ ским невзгодам — ведь это тот человек, ко­ торому в его раннем детстве завещал де­ ревенский труженик водовоз дядя Миша; «Не плачь, не надо, мужики не плачут...» (стихотворение . «Когда колючий кашель одолеет...»). Эти слова крестьянина стали свсіеобраз- ным лейтмотивом в поэзии В. Крешика. Ли рический герой никогда не сетует на судь бу, принимая ее такой, какая есть. В выра жении своих чувств он естествен и прост Не желая говорить красиво о сокровенном нередко берет слова грубоватые, «непоэтич ные». Не минуть еще ограды. Где всегда и всякий раз Столбенеешь перед взглядом От плетня глядящих глаз. * Это несколько неуклюжее «столбенеешь» поначалу обескураживает: неужели поэт не мог найти другого слова? Но разгадка — в самой природе. поэтического темперамен­ та В. Крешика, в его стремлении говорить горячо, в полный голос, а потому иной раз запальчиво. Но запальчивость не вредит поэзии, когда идет, от самого сердца. И, ес­ ли можно так выразиться, юношеский тем­ перамент поэзии В. Крешика с годами* не слабеет, а как бы уходит в глубь художе­ ственного образа, раствор.яясь в нем. По­ этическое же чувство непрерывно «омола­ живается» благодаря обостренной памяти сердца. Лирический герой В. Крешика—это чело.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2