Сибирские огни, 1985, № 4

воспитывался на произведениях устного народного творчества. В зрелом возрасте, пройдя этап «старых словес», он обратился к ним так же, как позднее Пушкин к сказ­ кам Арины Родионовны. «Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень и поеха по чистому полю»... Игорь «Слова» не летописно-церковный герой. Фольклорная, былинная интонация под­ черкивает его духовное родство с героями произведений устного народного твор­ чества — предтечами Ильи Муромца, Добрыни Никитича; Алеши Поповича. Вместе с тем, хотя в «Слове» и присутствует былинная интонация, Игорь «Слова» не ста­ новится былинным богатырем. От созданий народной фантазии, былинных богатырей, герой «Слова о полку Игореве» отличается коренным образом. Былинные богатыри — образы эпические; это идеальные и потому неразвивающиеся, вневременные ха­ рактеры. Как образы идеальные, концентрирующие в себе сверхъестественную физи­ ческую и моральную мощь, они не менее далеки от реального настоящего,, чем герои феодального эпоса — «старых словес». Игорь «Слова» — типичный человек «се­ го времени». Он не отделен «далевой» (М. Бахтин) дистанцией от реальной жизни. Он действует в современном мире, на переломе прошлого и настоящего. Он действует в переломную историческую эпоху, совершая движение от одного духовного идеала к другому и являясь близким по духу и по времени живущим поколениям рус­ ских людей. «Слово о полку Игореве» — первое в русской литературе произведение, к которо­ му приложимо понятие н а р о д н о с т и . Дело, разумеется, не только в языке, не только в использовании тех или иных фольклорных образов. Заявить, что песнь хочет начаться не по замышлению песнотворца, а по былинам сего времени, значило заявить о стремлении проникнуться не книжной философией «старых словес», а на­ родным осознанием жизни. Прекрасны «Повесть временных лет» и другие летописи, великолепны жития и патерики, но они отражают взгляд верхов феодального общества — «старых князей». В «Слове» же нашел отражение взгляд прогрессивно мыслившей русской интеллигенции рубежа X II—X III веков — «молодых князей», хотя и далеких от простого народа, но наиболее полно воплощавших народные чаяния о новой Руси. Только обладая народным осознанием истории, можно было увидеть в князе' Игоре воплощение русского национального характера, воплощение русского народного идеала, то есть реализацию в современном мире, в данных конкретных исторических условиях идеаль­ ных черт героев русского народного эпосЯ. Игорь «Слова» — литературный герой, в котором выразились дух и характер передового русского человека, жившего в переломную эпоху, когда начиналась пе­ реориентация общественного сознания, когда оценочный центр событий «сего времени» начал перемещаться из прошлого в настоящее. «Слово о полку Игореве» н а р о д н о прежде всего в том смысле, что в нем впервые в истории русской литературы был предоставлен голос народу — народу как высшему авторитету. Автор судит, оправдывает и славит Игоря Святославича, ссы­ лаясь не на бога, а на русский народ. Песнь Игорю и его молодой дружине н е т р у д ­ н а я , ибо она поется от лица всего русского народа, как бы самим русским народом, видящим в Игоре защитника от «поганых» и обновителя Русской земли. Песнь н е т р у д н а я , начинающаяся сама, по былинам сего времени, а не по замышлению песнотворца,— это и есть песнь н а р о д н а я .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2