Сибирские огни, 1985, № 4
фальсификатору не пришло бы в голову ломать стиль, считающийся обязательным для всех произведений одного периода, ибо любой исследователь легко бы доказал, что памятник выбивается из общего стиля времени. А то, что он выбивается из общего стиля, все-таки непреложный факт. И все исследователи это чувствуют. Например,. А. В. Чичерин пишет; «Среди ряда литературных памятников более ранних и немного более поздних это произведение резко выделяется своей удивительной свежестью, оригинальностью и силой. «Слово о полку Игореве» теперь уже не кажется таким одиноким в русской культуре XII века, как это представлялось Пушкину и его современникам, все же по-прежнему оно не сливается ни с «Повестью временных лет», ни с «Поучением» Влади.мира Мономаха, ни с житийной литературой. Весьма; характерное для мышле ния человека того времени, оно все же занимает в древней русской литературе совсем особое место» («Очерки по истории русского литературного стиля»), С культурой своего времени, со стилем исторического монументализма «Слово о полку Игореве» связано, если прибегнуть к языку философии, единством и борьбой противоположностей. Черты исторического монументализма, традиционность и цери- мониальность, характеризуют в нем мир «прежних времен» и «прежних князей». При характеристике же мира «нынешнего Игоря» и его молодой дружины «Слово» поры вает с традицией «старых словес», так называемого «литературного этикета», с прин* ципом утверждения вечности за счет присоединёния «былин сего времени» к «первых времен усобидам». * И в этом, в отрицании «старых словес» и утверждении «былин сего времени», в перевороте иерархии времен, когда ценностный центр переносится из прошлого в на стоящее, из эпической вечности в реальную историческую действительность, «Слово о полку Игореве» не представляет чего-либо уникального в литературе Древней Руси. На аналогичном перевороте иерархий времен, кстати, возник тот стиль исторического монументализма, о котором пишет Д. С. Лихачев. Отвергаемые автором поэмы «старые словеса» когда-то таковыми не были. В свое время они были н о в ы м с л о в о м , новым явлением в жизни русского общества. И это бывшее тогда новым слово утверждало себя через отрицание предыдущего этапа. Противопоставление нового и старого — ведущий мотив литературы XI—XII ве ков и одна из характернейших черт стиля исторического монументализма в начальный период его развития. Вспомним «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. В этом произве дении, написанном между 1037 и 1050 годами, высоко одаренный писатель, выдаю щийся оратор и публицист, ми'1'рополит Иларион выступает в качестве поборника самостоятельности русской церкви и русской государственности. За осуществление этой идеи приходилось вести борьбу, ибо против выступала Византия, хотевшая дер жать Русь под своим контролем. Митрополит Иларион, используя прецедент смены вётхого завета новым заветом, отмечая, что «законъ бо предтечя бе и слуга благодати и истине», подводит читателя к выв’оду, что Византия, предшествовавшая Руси в миро вой истории, подобна ветхозаветной части — закону, Русь же, появившаяся, на ми ровой арене поздней Византии, подобна новозаветной части — благодати и истине. Таким образом, у митрополита Илариона, одного из первых русских писателей, произ водится переворот иерархии времен; старое время утрачивает ценность, а новое обретает ее. Резко противополонСны старое и новое время и в 5 Эмой русской истории. В «По вести временных лет» по поводу принятия христианской веры сказано: «Старое про шло, теперь все новое». На смену прежнему образу жизни, связанному с языческим культом, который совсем еще недавно насаждался Владимиром, пришел новый образ жизни, связанный с христианским вероучением. Время в русской истории и в восприятии русских людей не было однородным. Начало новому времени и новым русским людям положило- резкое духовное потря сение. Прошлое было осуждено и отвергнуто: «Ныня зима греховная покаянием пре стала есть и лед неверия благоразумием растаяся — зима убо языческого кумирослу- жения апостольским учением и Христовое верою престала есть» (Кирилл Туровский. «Слово во вторую неделю...»). Стиль, бывший при своем возникновении новым для Руси, за Двухсотлетний пе риод своего развития перестал быть таковым. Державшееся на нем государственное единство более ре существовало. Заявить: «Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2