Сибирские огни, 1985, № 4

продолжением «Повести временных лет», ничем не отличаясь от прочих статей, кроме датировки — «В лето 6693». В книге появилась очередная страница. Древо пустило очередную ветвь, у него нарос еще один годовой слой. Говоря о восприятии мироустройства, природы, нашедшем отражение в творчестве древнерусских авторов, Д . С. Лихачев отмечает; «...Мироустройство это не замкнуто в самом себе: природа служит человеку, она не враждебна ему и именно потому прекрасна. Она помогает человеку материальными благами, и через нее бог открывает человеку заповеди поведения. Природа содержит в себе притчи, нравоучеііия. Э то— второе Писание» («Слово о полку Игореве» и культура его Времени»). «Второе Писание»... То есть особого рода Книга, естественные, природные образы которой ЯВЛЯЮТ зримую форму для выражения каких-либо идей или абстрактных по­ нятий, как бы содержат в себе эти идеи, И понятия. Например, солнце, реки, древа словно специально существовали для иллюстрации таких понятий, как истина, муд­ рость, разум. Многие реки, ручьи, роднииі напоили вселенную своею водой; древа разные — сады плодовые, злаки хлебные;, зелени овощные и ягодные — питали ее сво­ ими плодами! солнце обогревало, освещало и красило ее своими тремя светами. Питье истинное, пищу духовную, свет разумный давали ей реки мысленные, древа мысленные, солнце мысленное. «Сколь румяны, радостны и веселы бывают те, кто насыщает себя питьем и пищей, но еще более— те, кто питает себя мыслями!» («Шестоднев»); «Сладко — медвяный сот, и хорошо — сахар, обоих же лучше книж­ ное учение» (Кирилл Туровский); «Если уж солнце чувственное такую силу светлости имеет, то сколь же светло тогда разумное солнце!» («Стоглав»), 8 Характеризуя общий стиль времени «Слова о полку Игореве», подчинявший себе искусство и литературу, как стиль исторического монументализма, в котором историчность соединялась со стремлением утвердить вечность, Д. С. Лихачев пишет: «Обращаясь к «Слову о полку Игореве», отметим его полную подчиненность принципам этого стиля. Если есть различия между «Словом» и летописью, житиями и другими произведениями этого периода, то различия эти обусловлены только разли­ чиями жанра» («Слово о полку Игореве» и культура его времени»), И хотя исследователь созяает, что «Слово о полку Игореве» «родилось в эпоху, когда политическая ситуация в Древней Руси крайне осложнилась и не могла уже вселять оптимизм» (то есть реальный ход истории уже разрушил ту вечность, которую утверждал стиль исторического монументализма), он настаивает; «Однако стиль мону­ ментального историзма к этому времени укрепил свои корни, и рн еще долго будет оказывать влияние на русскую литературу и искусство. «Слово о полку Игореве» при­ надлежит к тому же стилю, к которому принадлежат «Слово о Законе и благодати» митрополита Илариона, «Повесть временных лет» и все другие летописи, жития Бориса и Глеба, «Слово о погибели Русской земли» и вся вообще литература и искус­ ство домонгольской Руси». «Слово о полку Игореве» органично вписано в культуру своего времени. Это не­ сомненно. Однако не следует думать, что органическая связь с культурой своего времени обязательно предполагает однородность восприятия исторического процесса, полную подчиненность бытовавшему принципу. Органическая связь с культурой сво­ его времени может выражаться и в отрицании господствовавшей во всех жанрах литературы и искусства тенденции, ибо оно, отрицание, рождается в непосредственной связи с этой тенденцией. Сам автор «Слова» называет стиль исторического монументализма, в полной под­ чиненности принципам Которого находились летописи, жития и другие произведения, с т а р . ы м и с л о в е с а м и . Его же произведение отказывается подчиняться диктату старых словес: оно хочет начаться по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна. Произведение отрицает господство над ним певца, следовавшего" традициям «първыхъ временъ усобице», и диктует певцу свою волю — следование «былинам сего времени». '■ Этот резкий, коренной перелом стиля подтверждает подлинность произведения п его связь с культурой своего времени более, чем стремление доказать, полную под­ чиненность «Слова» господствовавшему стилю монументального историзма. Никакому

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2