Сибирские огни, 1985, № 4
в первом обращении к творчеству Бояна было; «Растекашется мыслию по древу». Характер древа определен контекстом: «Помняшеть бо, речь, първыхъ временъ усобице». То есть плоды этого древа — старые словеса, мудрость прежних времен. Автор даже не употребляет здесь эпитет мысленное, ибо мысленное—не просто «духовное», но прежде всего «истинное». Сравним: «Аз есмь истинная виноградная лоза». Я л о з а , приносящая духовный плод, и этот духовнйй плод — истинный. Во втором обращении к творчеству Бояна характер древа определяется кон текстом: «Свивая славы обаполы сего времени», то есть о чем уже была речь, по былинам сего времени (см. «Жемчуг «Слова, или Возвращение Игоря», Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1983). Это древо — не то, по кото рому растекался своею мыслию Боян, плоды этого древа — былины сего времени. Это древо — мысленное, истинное. Итак, в «Слове» не одно духовное древо, а два: новое и старое, древо былин сего времени и древо событий прежних времен, древо нынешнего Игоря и древо старого Владимира, древо автора «Слова» и древо. Бояна, внука Велесова. Не хотелось бы быть понятым так, будто я утверждаю, что под «древом» ■над лежит разуметь обязательно книгу. Я веду речь лишь о соответствии образов «древа» и «мысленного древа» двум тенденциям духовной жизни. Ярким отражением «старых словес» является «Повесть временных лет». И в этом смысле она представляет собой аналог «древа», по которому растекался мыслию Боян. Для «мысленного древа» конкретного книжного аналога нет и не может быть, ибо, в противоположность Боянову древу старых словес, которое было живо в прошлом, но умерло в настоящем, «мысленное древо» автора — древо живое, истинное. Бояново древо старых словес прежде приносило' плоды, теперь же оно стало неплодным — закон Владимиров и Ярославов не реализует себя в настоящем (наступила эпоха феодальной раздроб ленности). А неплодное древо «посекаеѵО бывает»: «Аз есмь щетинная виноградная лоза, и отец мой виноградарь; всякую у меня ветвь, не приносящую плода, он от секает». И автор «Слова», а точнее сама песнь сего времени, отсекает ставшую неплод ной Боянову ветвь: «Начати же ся тъй песйи по былинаМъ сего времени, а не по замыш лению Бояню». Прошлое существует в настоящем лишь только как память, его можно только воспоминать — «Помняшеть бо; речь, първыхъ временъ усобице». Распространять за коны прошлого на настоящее можно только «по замышлению», ибо в настоящем вместо «старых словес» действуют «былины сего времени». Древо Бояново, таким об разом, существует в настоящем не в силу естественных причин, а .искусственно, «по замышлению». ОИо стало неплодно, однако песнотворец не замечает и не хочет замечать этого, по-прежнему надеясь собирать с него урожай. «Мысленное древо», древо живое, истинное, существует «по былинам сего вре мени», то есть как книга жизни, как сама реальная жизнь, современная действи тельность. Она, эта книга, еще не написана на скрижалях, как, скажем, «Повесть* временных лет», она — не слово изреченное и потому ложное, отзвучавшее, а. слово звучащее и потому истинное, действенное. Аналог «мысленного древа» — «Голубиная книга сорока кядей»; Ко тому-та др.еву кипарисову Выпадала книга голубиная, Со небес та книга повыпадала: Во длину та книга сорока иядей, Поперек та книга двадцети пядей, В толщину та книга тридцети пядей... Приподнять книгу — не поднять будет, На руках держать — не сдержать будет, А по книге ходить — всю'не выходить. А по строкам глядеть — всю не выглядеть. Не столь мала и та книга, к которой ббращался Боян, когда хотел кому-либо песнь творить: земли ее надо было обегать серым волком, небеса ее надо было обле тать сизым орлом. Книга «старых словес» — это тоже книга жизни, но жизни старой, прежних времен, которая отошла в область преданий. Древо — книга в широком; метафорическом смырле; само понятие к н и г а здесь образное, а не конкретное, хотя не исключается, и привязка к конкретному произве дению, например, летойиси — как основному источнику, задакащему канон формы и содержания, обязательный для всех последующих повествований. Возьмем Ипатьев скую и лаврентьевскую «повести о полку Игореве» — они являются органическим 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2