Сибирские огни, 1985, № 4

освещать предмет повествования? Единственно признаваемыми оцегіочными критерия- / ми были «старые словеса» — заветы предков, мудрость «первой годины» и «первых князей», и произведение, создаваемое по замышлению песнотворца, мотаю начаться только «старыми словесами», в соответствии с нормами «първыхъ временъ усобице». «О Бояне, соловию стараго времени^..». Соловей старого времени — не потому, что, дескать, Боян жил задолго до полка Игорева. Боян выступает в «Слове» как глаша­ тай старых словес, идей-и норм старого времени. Он мог быть и современником автора «Слова», однако стоящим на позициях прошлого. Он мог быть и самим автором «Слова» — его прежней, старой творческой сущностью. «Помняшеть бо, рече, първыхъ временъ усобице». -В издании 1800 года и Екатерининской копии это место читается иначе: «Помняшеть б о р е ч ь първых временъ усобице». Не рече, а речь. Вместо глагола имя существительное. Однозначной интерпретации этой фразы не существует. Помнил, вспоминал он, говорят, как говорил, первых времен усобицы. Здесь принимается поправка: рече вместо речь. Другие понимают слово речь как сказ, сказание, слово; устный или письменный жанр: «Вспомнив сказанья лет прежних о брани» (М. Д . Деларю), «Вспомнят быль времен тех первых, об усобицах сказанья» (ІС Д . Бальмонт). «Първыхъ временъ усобице». Усобица — событие, действие, деяние военного характера; война. «Прежних времен деяние»... Получается как бы название произведения, книги. Действительно, произведение с таким названием существрвало. Оно, кстати, уцо- Мянуто в числе «материй», входивших в состав сборника, где было найдено «Слово»: «Деяние прежнихъ временъ храбрыхъ человекъ о бръзости, и о силе, и о храбрости». Это так называемое «Девгениево деяние», греческий роман, пользовавшийся на Руси большой популярностью. Быражение «първыхъ временъ усобице» напоминает название и другого произве­ дения: «Се повести временьныхъ летъ, откуду есть пошла Руская земля, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть» — «Бот повести о со­ бытиях (или деяниях) прежних лет...». Кстати, автор неоднократно нам екаегна этот основной труд по-русской истории, «Повесть временных лет» начинается фразой: «Се начнемъ повесть сию». Этой же фразой начинает и автор «Слова о полку Игореве»: «Почнемъ же, братия, повесть сию». Первая фраза летописи была крылатой, использовать ее значило обязательно вызвать ассоциацию с монументальным сочинением Нестора — с его повествованием о деяниях прежних врёмен, о первой године Русской земли и первых князьях. Несомненной реминисценцией из «Повести временных лет» является и упоминание о Мстиславе Храбром, который «зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми» (в «По­ вести»: «и вынзе ножь, и зареза Редедю»). ' И еще одна любопытная деталь. Быражение «Не лепо», которым начинается «Слово о полку ИгОреве», созвучно традиционному началу летописных статей: «Бъ лето». Не ислючено, что, это сделано сознательно. Прочитаем еще раз отрывок, посвященный Бояну: «Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь, творити, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы. Помняшеть бо, речь, първыхъ временъ усобице». - Слово речь (или рече, если принять поправку) указывает на пояснительный ха­ рактер последней фразк по отношению к первой: «сказано, говорится». Где' и кем сказано? Сказано выше, в предыдущей фразе, и сказано нами. Слово речь близко здесь по значению слову сиречь''— «то есть». Автор раскрывает смысл употребленной ранее метафоры: «Боян ведь вещий, если кому хотел песнь творить, то растекался мыслию по дре- •ву, серым .волком по земле, сизым орлом под облаками,— вспоминал ведь, говорится тем самым, деяния прежних времен». ' ’

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2