Сибирские огни, 1985, № 4
вспахал я размягч.ил ... Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное. Велика ведь бывает польза от учения книж ного: книгами наставляемы и поучаемы' на путь покаяния, от слов книжных обретаем мудрость и воздержание» («Повесть временных лет»). Книжное учение, книга — злак разумный, древо мысленное. Эго — любое растение, которое дает урожай, пнщу неоскудевающую. Книга и внешне сравнима с деревам. У Дере^^— листья, корень, кора; у книги — листы, корешок, корочки (названия эти возникли из аналогии книги и дёрева). А если мы возьмем, например, летопись, то надо отметить и такую Деталь; погодные записи — толковые кольца «мысленного древа», ежегодно прибавляющиеся слои «мысленного стнола»; это нарастающие каждый год ветви — леторосли. Растекаться «мыслию по древу», или скакать «по мыслену древу», значит читать книгу, обращаться к книжному учению, где изложена мудрость предшествующего опыта. Зачем серый волк рыщет по земле, а сизый орел парит под облаками, и почему автор уподобляет им Бояна? Боян растекался мыслию по древу, чтобы напитать себя, свою мысль знанием, истиной. Он — это и голодный волк, который рыскает по земле в поисках пищи, и орел, высматривающий добычу, паря под облаками. Имея в виду, что древо, ко которому Боян растекался мыслию, метафорическое, мысленное, являющееся источником пищи духовной, образы «серым волком по земле, сизым орлом под облаками» надлежит рассматривать как сравнительные уподоб ления к предыдущему выражению: Боян в поисках пищи духовной, которая насы тила бы его мысль, дала бы жизнь его замышлению, растекался мыслию по древу, словно серый волк по земле, сизый орел под облаками. «Изборник Святославов» 1076 года; «Когда читаешь книги, не тщись борзо, перескочить к следующей главе, но пора* зумей, что глаголют книги и словеса те, трижды обращаясь к одной главе». Чтение книги — движение. Зигзагообразный путь ока по книжному листу — рыска ние волком по земле,- перескок зрения на следующую страницу — взлет орлом «под-ь облакы». Лист, на котором помещался текст, был отражением структуры вселенной., Чйс- тое пространство над текстом воспринималось как небо, облака. Глава начиналась красной строкой — это была солнечная траектория. Лист был землей, полем. По бокам исписанного поля оставлялись чистые поля. Этот характер восприятия листа с текстом сохранился и поныне. Вот несколько старинных загадок про книгу и книжную мудрюсть. " ' «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а разговаривает». В присущем загадке отрицательном сравнении книга уподоблена кусту-дереву. Это дерево — мысленное, разумное; «не человек, а разговаривает». Другая загадка: «У какого дер ев а пятьдесят отростков, триста листов?» Имеется в виду книга, называемая «Псалтырью». «Ни небо, ни земля, видом не светла, садятся на ^ей темнбобразные птицы». То есть к н и г а - э т о и небо, и земля. • . «Летели три орла, сели на одно гнездо, снесли одно яйцо». Три орла — ум, зре ние, пальцы; гнездо — книга, яйцо — содержание книги. Чтение: «Еду по грядам, рву без счету, а все цело». Книжные • страницы — воз деланные поля, гряды, на которых произрастают плоды. «Земля бела, семена черны, пятеро пашут, двое блюдут, один управляется». П я теро пахарей — пальцы, два смотрителя — глаза, один управитель — ум. «Земля беленькая, а птички на ней черненькие»; «семя плоско, поле гладко, кто умеет, трт и сеет»; «семя не всходит, а плод приносит» и т. д. и т. п. Как загадку можно представить и рассматриваемое место. «Слова о полку Иго- реве». Что означает: растекаться мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками?— Читать книгу; древо — книга, земля и облака — страницы с текстом, орлом — умом, волком — зрением. Пример литературного соотнесения книги и дерева. Заканчивая восхваление Стефана Пермского, Епифаний Премудрый восклицает; «Горе мне, говорящему и не творящему, учащему и не чувствующему. Я бес плодная смоковница: листву только одну имею — листы книжные только обращаю, и листьями книжными писанными только хвалюсь, а плода добродетели не имею, праздно расту на земле, и с того боюсгік проклятия- с посечением, боьось сказалного:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2