Сибирские огни, 1985, № 4

вспахал я размягч.ил ... Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное. Велика ведь бывает польза от учения книж­ ного: книгами наставляемы и поучаемы' на путь покаяния, от слов книжных обретаем мудрость и воздержание» («Повесть временных лет»). Книжное учение, книга — злак разумный, древо мысленное. Эго — любое растение, которое дает урожай, пнщу неоскудевающую. Книга и внешне сравнима с деревам. У Дере^^— листья, корень, кора; у книги — листы, корешок, корочки (названия эти возникли из аналогии книги и дёрева). А если мы возьмем, например, летопись, то надо отметить и такую Деталь; погодные записи — толковые кольца «мысленного древа», ежегодно прибавляющиеся слои «мысленного стнола»; это нарастающие каждый год ветви — леторосли. Растекаться «мыслию по древу», или скакать «по мыслену древу», значит читать книгу, обращаться к книжному учению, где изложена мудрость предшествующего опыта. Зачем серый волк рыщет по земле, а сизый орел парит под облаками, и почему автор уподобляет им Бояна? Боян растекался мыслию по древу, чтобы напитать себя, свою мысль знанием, истиной. Он — это и голодный волк, который рыскает по земле в поисках пищи, и орел, высматривающий добычу, паря под облаками. Имея в виду, что древо, ко которому Боян растекался мыслию, метафорическое, мысленное, являющееся источником пищи духовной, образы «серым волком по земле, сизым орлом под облаками» надлежит рассматривать как сравнительные уподоб­ ления к предыдущему выражению: Боян в поисках пищи духовной, которая насы­ тила бы его мысль, дала бы жизнь его замышлению, растекался мыслию по древу, словно серый волк по земле, сизый орел под облаками. «Изборник Святославов» 1076 года; «Когда читаешь книги, не тщись борзо, перескочить к следующей главе, но пора* зумей, что глаголют книги и словеса те, трижды обращаясь к одной главе». Чтение книги — движение. Зигзагообразный путь ока по книжному листу — рыска­ ние волком по земле,- перескок зрения на следующую страницу — взлет орлом «под-ь облакы». Лист, на котором помещался текст, был отражением структуры вселенной., Чйс- тое пространство над текстом воспринималось как небо, облака. Глава начиналась красной строкой — это была солнечная траектория. Лист был землей, полем. По бокам исписанного поля оставлялись чистые поля. Этот характер восприятия листа с текстом сохранился и поныне. Вот несколько старинных загадок про книгу и книжную мудрюсть. " ' «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а разговаривает». В присущем загадке отрицательном сравнении книга уподоблена кусту-дереву. Это дерево — мысленное, разумное; «не человек, а разговаривает». Другая загадка: «У какого дер ев а пятьдесят отростков, триста листов?» Имеется в виду книга, называемая «Псалтырью». «Ни небо, ни земля, видом не светла, садятся на ^ей темнбобразные птицы». То есть к н и г а - э т о и небо, и земля. • . «Летели три орла, сели на одно гнездо, снесли одно яйцо». Три орла — ум, зре­ ние, пальцы; гнездо — книга, яйцо — содержание книги. Чтение: «Еду по грядам, рву без счету, а все цело». Книжные • страницы — воз­ деланные поля, гряды, на которых произрастают плоды. «Земля бела, семена черны, пятеро пашут, двое блюдут, один управляется». П я­ теро пахарей — пальцы, два смотрителя — глаза, один управитель — ум. «Земля беленькая, а птички на ней черненькие»; «семя плоско, поле гладко, кто умеет, трт и сеет»; «семя не всходит, а плод приносит» и т. д. и т. п. Как загадку можно представить и рассматриваемое место. «Слова о полку Иго- реве». Что означает: растекаться мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками?— Читать книгу; древо — книга, земля и облака — страницы с текстом, орлом — умом, волком — зрением. Пример литературного соотнесения книги и дерева. Заканчивая восхваление Стефана Пермского, Епифаний Премудрый восклицает; «Горе мне, говорящему и не творящему, учащему и не чувствующему. Я бес­ плодная смоковница: листву только одну имею — листы книжные только обращаю, и листьями книжными писанными только хвалюсь, а плода добродетели не имею, праздно расту на земле, и с того боюсгік проклятия- с посечением, боьось сказалного:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2