Сибирские огни, 1985, № 4
дятся в весьма выгодном для творчества по ложении в самой гуще «простого» народа. Ибо где народ — там и правда. А где прав да, там и творчество. Ведь внутренний мир «простого смертного» испытывает не мень ший эмоциональный и духовный подъем, <^ем внутренний мир творца шедевров. «Обыч ный» человек нередко откликается всей ду шой на самые малые радости бытия, чувст вуя их настолько глубоко, что это дает ему неиссякаемое удовлетворение. Вспоминается такой случай. Как-то од нажды в тесном и многолюдном общем ва гоне ночного поезда моим соседом оказался сухонький старичок лет семидесяти.. Поно шенное пальто с цигейковым воротником, видавшая виды^ шапка-ушанка и ’— очень располагающее, простое и открытое лицо, с таким выражением, словно человек постоян но ожидает, что к нему вот-вот кто-то обра тится за советом или с вопросом. Разговорились... Сорок шесть лет прора ботал на одном месте — на ферме. И сегод ня копается помаленьку в земле, в огороде, есть еще поросенок и куры — небольшая «семейка», а хлопот хватает — годы не те. Но жить можно. — Еду к племяннику в город — присмот реть за внуком. Я и картошку чистить могу, и суп варить,— говорил он. И все это — с какой-то радостной, совсем не старческой улыбкой. Она не сходила с лица и тогда, когда говорил, что ночь при дется коротать на скамейке на вокзале (это в его-то годыі) — пока начнут ходить- авто бусы. И все-то ему нипочем, и все для него во круг хорошие, и каждому сам готов сделать что-нибудь хорошее. И мелькнула мысль — откуда у него, этого тщедушного на вид, старого человека, столько оптимизма, духов ной прочности, основательности? Вряд ли он сам когда-нибудь задумывался над таким вопросом. Д а и не надо ему это... Привычка к труду — каждодневному, не легкому — за долгие годы выработала в нем терпение, самообладание и по-житейски муд рый взгляд на мир, на людей. Не ро-птание на судьбу, не самокопание, не озлобление, и не то, что называют «довольствоваться ма лым» (все это ведет к отчуждению, ог раниченности в самом себе), а стремление быть ближе к людям, к" их заботам, к нехит рым делам и дает такому человеку полноту ■ ощущений жизни, дает силы подняться над своими слабостями, недугами, бедами, А это и есть не видное миру, но подлинное твор чество — творчество истинное, имеющее прочную основу, отвергающее саму мысль о культивировании личной избранности, ут верждении своей индивидуальности. - Конечно, не каждый пишущий способен на такое «творчество чувства», но эмоцио нальная основа здесь — общая. Ведь худо жественное слово первоначально рождается в самой повседневности, в обыденности людских переживаний. Даже маститый про фессионал — это прежде всего искусный шлифо.вальщик сказанного ранее народом, безвестным автором, «непрофессионалом». Так было прежде, так и сегодня. Таким образом, творчество «немолодых непрофессионалов» — это нечто вроде «мас сового» стремления выразить свои чувства, эмоции, мысли именно в поэтической форме. И здесь многим из них важно вовремя со гласиться с тем, что творчество может вы ражаться не только в собственной книге, но и в человеческих взаимоотношениях, в са мом чувствовании быта, в обычной работе «на производстве». В поэзии, как и в реальной жизни, иной раз бывает уместнее держать при себе свое сокровенное,— не выставлять свою музу на всеобщее обозрение «неподготовленной». Ибо чужие пристрастные глаза не только оценят ее достоинства, но и заметят недо статки. Нет, не на место лобное ей надо идти. И хорошо, если бы каждый брал пример с ве ликого российского поэта, который так умел беречь свою лиру; Я не отдам ее в чужие руки — Ни матери, ни другу, ни жене, Лишь только мне она своя вверяла звуки И песни неЬкные лишь только пела мне.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2