Сибирские огни, 1985, № 4
Давно затихла у окна. Припав цветком к листку ладони, 'Десятый сон глядит она... Алел рассвет скорей бы, что ли. А тут погода барахлит... Всю ночку вызревшему полю Степные снятся корабли. Но ждать ему, пока с повети . Не пробасит петух: «ПораІ» Не пообдует в поле ветер. Не тронут с места трактора., Правда, в поэме немало было и стилисти ческих огрехов, как, например, в этой стро фе, где изображалась работа плотника: и фронтовому'дню под стать, С плеча уверенно грохочет Удар, проверенный в боях. Около двадцати лет назад поэ.ма «Запахи земли» была несомненным свидетельством творческого взросления начинающего автора и в то же время лишний раз доказывала, что пока не отточен стиль, не освоен малый поэтический жанр, за крупное полотно браться рановато. Автор'я сам понимал это, продолжая поиски, вслушиваясь в родную речь, взвешивая поэтическое слово. И наря ду с малоинтересными появляются стихи почвастояще.му .живые, радостные: Здравствуй, озеро Мочище, Над зелено» водой . Дрожко виснут удилища. Бьет крылами козодой! («Озеро Мочище», 1968) Оставалось, пожелать, чтобы и дальше поэтичеекое- слово было таким же отчетли вым, ярким и внятным. Но качественный рост происходил гораздо медленнее, чем ко личественный. В более поздних стихотворе ниях появляются те же поэтические просче ты, что и прежде. Досаднее всего было то, что удачные стихотворения — и по замыслу, и по идейно-нравственному уровню — оказы вались зачастую «чуть;чуть» недошлифован- ными. Таково стих6тво.рение «Письма» («Сибирские огни», 1969, № 3).' Насторажи вают первые же строки: Над Сургутом, словно ком за комом, Белые проходят облака. Вряд ли стал богаче поэтический образ от такого сравнения. В чем же дело? Поче- , му автору по-прежнему изменяет вкус? Не хватка поэтического опыта? Но возьмем стихотворение, написанное совсем недавно,— «Осенним днем». ' Вряд ли удачныйи можно назвать строки: Выйду -к озеру, душу вылью и воде поклонюсь бедой, и далее: Видно, мне уж иного нету. Как бродить зДёсь своей тропой, и за то благодарен лету. Что не ведал души слепой. Что па! склоне годов мне мило Грусть осеннюю' принимать,— Значит, жизнь не промчалась мимб. Не напрасно рожала мать,‘ Недогадливый читатель может подумать: то ли за все лето автору не встретилось «души слепой», то ли у него самого душа все лето была «зрячей». . А ведь поэтическая .мысль не должна вы зывать. «кривотоліюв», рождать двусмыслен ности в читательском восприятии-. Она тре- ' Зеленый взрыв, с. 162. 6 Сибирские огни № 4 бует особой точности, и если хотя бы одно" слово попало не в «десятку», а «ушло за молоком» — это вызывает у читателя оправ данные сомнения в способностях автора. О поэзии не^скажешь — чуть-чуть не считает ся. И в ней ложка дегтя портит бочку меда. Уберечь же поэзию от попада.ния в нее дегтя — дело строгое, кропотливое.» Собственно, творческий рост в том и про является, что в стихах того или иного авто ра с годами становится все меньше сучков и задоринок. А для этого, видимо, нужно не только большое видеть на расстоянии, но и подмечать неверные штрихи «вблизи» — язы ковые, стилистические.. Хотя — замечу . по путно — в поэзии излишняя «дальнозор- ность» так же бесполезна, как и чересчур пристрастное внимание к частным «мелким» деталям. Задержка на пути к профессионализму во все времена волновала как самих безвест ных авторов, так и признанных мастеров поэтического слова. Гете в статье «Индиви дуальная поэзия» (1824) говорил: «Если от дельные, достойные лица, наделенные к ней (поэзии.— Н. К-) способностями, правильно поймут характер своего дарования, они бу дут счастливы тем положением, кбторое занимают они в царстве поэтического искус ства, между тем, сейчас они в большинстве не знают, что же они собою представляют, и, притязая на звания поэтов, никак не мо гут добиться того всеобщего признания, ко торого хотят». ‘ Далее Гете дает образную характеристику такому поэту, который, по его словам, «подобен любителю 'музыки, на деленному от рождения талантами и склон ностями, но не сумевшему стать профес сиональным капельмейстером... Впрочем, это бывает с каждым талантом, если е.му, не удается развить вкус и, собственными уси лиями либо под хорошим руководством, по степенно возвышаясь, достичь той художест венной лаконичности, когда высказывается достаточно емко лишь самое необходимое' или то, без чего нельзя обойтись». Гете подчеркивает важную роль поэзии таког-о рода в развитии духовной культуры общества — она «хоть и не проникает в ши рокие круги читающей публики», но «нахо дится в непосредственной близости к тому, что мы называем народной щоэзией, примы кая к ней». Конечно, кто-то вправе усомниться в сло вах поэта, сказанных 160 лет назад. Но для нас и сегодня главное — чтобы не ослабева-, ла близость к народному мирочувствов'анию, миропониманию. Можно сказать с уверенностью, что в творчестве М. Шляева как раз и отразилась близость к народному мировоззрению, и пусть оно далеко не всегда имеет четко вы раженную ,художественную форму — автора нельзя упрекнуть в отрыве от родной земли, от дум и чаяний сельчан. В лучших его сти хотворениях отчетливо вырисовываются об разы скромных, неприметных с виду людей. МОЯ ГАРМОНЬ Мне отец не купил гармошку. Как заветную я ни ждал. Даже драники из картошки Я за ту бы гармонь отдал! ‘ Г е т е — литературный критик. Публикации,- Вопросы литературы, 1971, № 7, с. 154.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2