Сибирские огни, 1985, № 4

Давно затихла у окна. Припав цветком к листку ладони, 'Десятый сон глядит она... Алел рассвет скорей бы, что ли. А тут погода барахлит... Всю ночку вызревшему полю Степные снятся корабли. Но ждать ему, пока с повети . Не пробасит петух: «ПораІ» Не пообдует в поле ветер. Не тронут с места трактора., Правда, в поэме немало было и стилисти­ ческих огрехов, как, например, в этой стро­ фе, где изображалась работа плотника: и фронтовому'дню под стать, С плеча уверенно грохочет Удар, проверенный в боях. Около двадцати лет назад поэ.ма «Запахи земли» была несомненным свидетельством творческого взросления начинающего автора и в то же время лишний раз доказывала, что пока не отточен стиль, не освоен малый поэтический жанр, за крупное полотно браться рановато. Автор'я сам понимал это, продолжая поиски, вслушиваясь в родную речь, взвешивая поэтическое слово. И наря­ ду с малоинтересными появляются стихи почвастояще.му .живые, радостные: Здравствуй, озеро Мочище, Над зелено» водой . Дрожко виснут удилища. Бьет крылами козодой! («Озеро Мочище», 1968) Оставалось, пожелать, чтобы и дальше поэтичеекое- слово было таким же отчетли­ вым, ярким и внятным. Но качественный рост происходил гораздо медленнее, чем ко­ личественный. В более поздних стихотворе­ ниях появляются те же поэтические просче­ ты, что и прежде. Досаднее всего было то, что удачные стихотворения — и по замыслу, и по идейно-нравственному уровню — оказы­ вались зачастую «чуть;чуть» недошлифован- ными. Таково стих6тво.рение «Письма» («Сибирские огни», 1969, № 3).' Насторажи­ вают первые же строки: Над Сургутом, словно ком за комом, Белые проходят облака. Вряд ли стал богаче поэтический образ от такого сравнения. В чем же дело? Поче- , му автору по-прежнему изменяет вкус? Не­ хватка поэтического опыта? Но возьмем стихотворение, написанное совсем недавно,— «Осенним днем». ' Вряд ли удачныйи можно назвать строки: Выйду -к озеру, душу вылью и воде поклонюсь бедой, и далее: Видно, мне уж иного нету. Как бродить зДёсь своей тропой, и за то благодарен лету. Что не ведал души слепой. Что па! склоне годов мне мило Грусть осеннюю' принимать,— Значит, жизнь не промчалась мимб. Не напрасно рожала мать,‘ Недогадливый читатель может подумать: то ли за все лето автору не встретилось «души слепой», то ли у него самого душа все лето была «зрячей». . А ведь поэтическая .мысль не должна вы­ зывать. «кривотоліюв», рождать двусмыслен­ ности в читательском восприятии-. Она тре- ' Зеленый взрыв, с. 162. 6 Сибирские огни № 4 бует особой точности, и если хотя бы одно" слово попало не в «десятку», а «ушло за молоком» — это вызывает у читателя оправ­ данные сомнения в способностях автора. О поэзии не^скажешь — чуть-чуть не считает­ ся. И в ней ложка дегтя портит бочку меда. Уберечь же поэзию от попада.ния в нее дегтя — дело строгое, кропотливое.» Собственно, творческий рост в том и про­ является, что в стихах того или иного авто­ ра с годами становится все меньше сучков и задоринок. А для этого, видимо, нужно не только большое видеть на расстоянии, но и подмечать неверные штрихи «вблизи» — язы­ ковые, стилистические.. Хотя — замечу . по­ путно — в поэзии излишняя «дальнозор- ность» так же бесполезна, как и чересчур пристрастное внимание к частным «мелким» деталям. Задержка на пути к профессионализму во все времена волновала как самих безвест­ ных авторов, так и признанных мастеров поэтического слова. Гете в статье «Индиви­ дуальная поэзия» (1824) говорил: «Если от­ дельные, достойные лица, наделенные к ней (поэзии.— Н. К-) способностями, правильно поймут характер своего дарования, они бу­ дут счастливы тем положением, кбторое занимают они в царстве поэтического искус­ ства, между тем, сейчас они в большинстве не знают, что же они собою представляют, и, притязая на звания поэтов, никак не мо­ гут добиться того всеобщего признания, ко­ торого хотят». ‘ Далее Гете дает образную характеристику такому поэту, который, по его словам, «подобен любителю 'музыки, на­ деленному от рождения талантами и склон­ ностями, но не сумевшему стать профес­ сиональным капельмейстером... Впрочем, это бывает с каждым талантом, если е.му, не удается развить вкус и, собственными уси­ лиями либо под хорошим руководством, по­ степенно возвышаясь, достичь той художест­ венной лаконичности, когда высказывается достаточно емко лишь самое необходимое' или то, без чего нельзя обойтись». Гете подчеркивает важную роль поэзии таког-о рода в развитии духовной культуры общества — она «хоть и не проникает в ши­ рокие круги читающей публики», но «нахо­ дится в непосредственной близости к тому, что мы называем народной щоэзией, примы­ кая к ней». Конечно, кто-то вправе усомниться в сло­ вах поэта, сказанных 160 лет назад. Но для нас и сегодня главное — чтобы не ослабева-, ла близость к народному мирочувствов'анию, миропониманию. Можно сказать с уверенностью, что в творчестве М. Шляева как раз и отразилась близость к народному мировоззрению, и пусть оно далеко не всегда имеет четко вы­ раженную ,художественную форму — автора нельзя упрекнуть в отрыве от родной земли, от дум и чаяний сельчан. В лучших его сти­ хотворениях отчетливо вырисовываются об­ разы скромных, неприметных с виду людей. МОЯ ГАРМОНЬ Мне отец не купил гармошку. Как заветную я ни ждал. Даже драники из картошки Я за ту бы гармонь отдал! ‘ Г е т е — литературный критик. Публикации,- Вопросы литературы, 1971, № 7, с. 154.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2