Сибирские огни, 1985, № 4
и хотя стихи зачастую растут из «сора», все-таки самые глубокие их корни уходят в «неоскорблямые • части души», недоступные для житейских дрязг и собственного инди видуализма (он есть у каждого, но степень «агрессивности» его различна). Видимо, де ло в сохранении этих духовных заповедни ков, в органичной связи с ними творческого сознания и в их приумножении. Неиссякаемый запас духовной энергии со держит в себе образы героического прошло го родной страны. И закономерно, что, обра- шаясь к ним, человек всегда становился ме нее уязвимым для личных неудач, как бы заряжаясь нравственной силой от десятков и сотен других судеб, спаянных 'в тяжких испытаниях в единую, если можно так ска зать, коллективную судьбу. Вот почему, на мой взгляд, Б. Новосель цев не мог обойти в своем творчестве тему Великой Отечественной войны. Необходи мость прикоснуться к основам человеческой жизнестойкости' как бы подготовлена была всем ходом поисков автора. Так в памяти лирического героя вовника- ют отзвуки о’бшечеловеческой трагедии. Он видит пожар, в тайге: деревья, «пламенем объяты, как люди, корчились от мук», «их раны... чернели на стволах» «запекшейся кровью». И долго чуялось в поселке: Тянуло гарью из тайги, И вспоминали старики Бои под Курском и на Волге. . Так сами стихи как бы освешают даль нейшее направление поисков. Тема войны, тема человеческой памяти все явственней звучит в лучших стихотворениях Б. Ново сельцева. В поэтическом голосе появляются мотивы причастности к истории своей страны. В стихотворении «Фотография», рассказы вая об отце, дошедшем до Берлина, носив шем всю войну в кармане гимнастерки фото графию сына, автор говорит: И вот она — Победа! И поныне Я воздухом победы той дышу... Я в сорок пятом тоже был в Берлине И этим фактом очень дорожу \ Однако,далеко не всегда лирический ге рой стремится разделить с людьми свое со кровенное или принять частицу чьей-то трагедии. Не всегда осознает, что его «я», его внутренний мир — лишь клетка единого существа — обіцества. Там, где герой отде лен от людей стеклянной стеной ртчужде- ниа., и появляются ноты «жестокого роман са». И мне іли бояться тех далей. Где ветер колеблет звезду,— Мне хуже там будет едва ли, А лучшего я и не, жду. («ЦЬумят у дороги осины») Эти «забубенные» струны нередко забива ют в стихотворениях автора другие звуки. Становится ясно, что для такого.лирическо го героя особенно важна связь с другими внутренними человеческими мирами. Только они, делясь своим «коллективным» мировоз зренческим здоровьем, могут спасти от при ступов отрешенности и маловерия, повлиять на скрытую борьбу сопричастности, сотова- ■ Зеленый взрыв. Сборник стихов. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1983. с. 129. рищества с индивидуализмом в сознании ли- рического героя. От этого во многом зависит и качественное состояние эмоционально-пси хологической атмосферы творчества. Чтобы понять эту атмосферу — а она от ражает трудности становления поэтического голоса,— нельзя забывать о факторах, по влиявших на ее формирование. Моя мысль не будет новой, если скажу, что природа той местности, в которой родился и вырос автор, накладывает на весь характер'творче- ства свою печать, сообщает ему свои черты. Близость к природе, прежде всего, делает человека проще, мягче, безыскуснее'. Приро да придает его мировосприятию несуетли- вость, уравновешенность, идущие от рит мичности сельского труда. И можно не сом неваться, что и в характере лирического ге роя, и. в его образе мышления и чувствова ния будет ощущаться ее влияние. Оно преж де всего отразится в стихах непосредствен ностью миросозерцания, ясностью' и естест венностью лирических образов. Весна хозяйкой властной зашагала ОТ кузницы колхозной по ПОЛЯМ , в амбарах контролером побывала, проверила кондицию семян. А утром рано постучала в окна и оттолкнула темень от дверей и позвала людей в простор широкий одним коротким *словоі| — ■«Сей!» Это стихотворение новосибиппя М. Шляе- ^а~бы лб~0П ^Ѵб.{1ИК^” в н п ип н т с р ом н о м е р е журнала'^Сибирские огни» за 1962 год. Ав~- тор, бывший сельчанин, работал тогда на одном из заводов Новосибирска. Притяже ние родных мест, власть природы были на столько сильны, что впечатления городской жизни или заводской работы не могли зат мить собой картин деревенского труда и быта. И неудивительно, что эти образы были основополагающими в его ранних стихах. Конечно, первая публикация молодого автора, члена литературного кружка, была лишь заявкой па будущее. В поэтическом голосе еще не чувствовалось уверенности, самостоятельности. Но ощущалась федкая способность вндеть красоту в обыденном, . радоваться неприхотливому земному труду, ■и все это выражать просто и ясно, не мудр ствуя лукаво. Нельзя не заметить и стрем ления автора к раскованности, непринуж!. денности поэтической речи, о которой хоро шо сказал один известный поэт начинающе му: «А ты сумей улыбнуться в стихе, шля пу снять, сесть, вот тогда ты мастер». Автору было далеко до мастерства, и он продолжал работу над словом. По-прежне му заветные мысли — о деревне. М. Шляев понимал, какие сиаіы придает человеку ' па мять о родительском доме, о людях родной земли. И захотелось глубже всмотреться в свое дорогое недалекое прошлое. "Гак роди лась поэма «Запахи земли» («Сибирские ог- ! ни», 1965, № 6). Лирический герой поэмы «Запахи земли» привлекал своей доверчивой простотой, от крытым сердцем — привыкший петь песни, когда весело, и тужить, когда грустно, ни от кого не скрывая своих чувств. На убыль лето. За рекою Скрипит полночник — коростель, А сердцу нет и нет покоя. Жестка пуховая постель. Герань — глазастая засоня
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2