Сибирские огни, 1985, № 4
так сказать, школа физического труда. Б. Новосельцеву довелось ее пройти. Этот факт мне кажется немаловажіным для по нимания специфики преодоления трудно стей творческого роста. Человек, прошедший школу физическо го труда, наделенный творческими способ ностями, особенно остро должен чувство вать неестественность сказанного «не в строчку» слова. Ведь и у станка и у вер стака главным показателем является каче ство. Чем оно выше, тем выше ценится и . сама работа. Так и в поэзии: хорошее сти хотворение — это на совесть сделанная вещь, не имеющая ничего лишнего. (Все это отнюдь не в упрек авторам, не прошед шим такой школы — у них и стиль, и ме тоды, и средства отражения реальности свои. А хорошие поэты — поэты прежде всего непохожие, разные). Однако в тесном контакте автора с ок ружающим миром есть противоречия, на кладывающие свой отпечаток на дальней шее становление прэтического голоса в условиях затяжного творческого- роста, Автору бывает трудно абстрагироваться, чтобы охватить не отдельную сцену, эпи зод, а целостную картину реальной дейст- ’ вительности. Эта задача может усугубить ся даж е тем, что выводы, умозаключения автора вытекают из его личного опыта, раз и навсегда принявшего устоявшуюся, неиз менную, а потому ограниченную рамками пережитого форму. Иное дело — двадца- тилетний автор, из-за недостатка жизнен ного опыта вынужденный «парить» над зем лей, поневоле заимствовать и творчески переосмысливать чужие мысли, наблюде ния. Ему то и дело приходится перевопло щаться, и здесь проявляется легкость, а иногда и тонкость поэтического чувства (при всей его неглубине). Немолодому же автору зачастую не хватает артистизма — в хорошем понимании этого слова, раско ванности, непринужденности поэтической мысли. Конечно, это не значит, что автор должен смотреть с улыбкой на чужую тра гедию или делать вид, что ему грустно среди всеобщего веселья. Как раз нет. Главное, чтобы, в любой, самой правдивой, самой беспощ’адной картине, изображае мой автором, было живо ощущение добро го вымысла, импровизации. Ведь излишняя серьезность, напряженность поэтического голоса нередко дает обратный эффект — читателю может показаться, что его пыта ются разжалобить, затронуть слабую стру- ну. В ранних стихотворениях Б. Новосельце ва как раз чувствуется это неумение выр ваться из-под спуда личных переживаний. Автор словно опасается изменить самому себе — оторваться от собственных заблуж дений, ошибок, поисков, В стихотворениях присутствует если не пессимизм, то холод ная уверенность в том, что в окружающем мире уже ничего нельзя изменить" во взаи моотношениях добра и зла, что установ* ленный «порядок» между ними едва лч можно нарушить. Очень характерным в , этом плане кажется і мне стихотворение «Игрок»: Он говорил: «Жизнь — лотерея. Игра характеров и душ, I . Где, одного себя жалея. Ты извиваешься, как уж, Все это требует искусства. Здесь много всяческих путей». А проиграв,— он бил на чувства Им же обманутых людей. Слов нет — правдивым и достоверным получился психологический портрет «игро ка». Резко и отчетливо выделена еГо глав ная черта — беспринципность. Эта сторона характера изображена настолько убеди тельно, зримо, что можСт показаться ти пичной для человека нашего времени, а не исключительной, не из ряда вон выходя щей. Как будто мир окончательно и беспо воротно поделен на обманутых людей и тех, кто предает и обманывает. Почему возникает подобное чувство? Скорее всего .— не хватает маленького, ед ва заметного карикатурного штриха, полу- на.мека, способных принизить, развенчать образ' всесильного игрока. Не' хватает по- лунасмешки, снисходительности, что ли, к такому герою — мол, в семье не без уро да. Под таким углом поэтического зрения образ игрока вызывал бы мысль о малоду шии героя, о его невысоких моральных ка чествах. А главное — о чужеродности это го элемента в нашем обществе. Слишком пристальное внимание к негативным про цессам духовного мира лирического героя не могло дать автору ощущения внутрен ней свободы. Ведь правда жизни тогда превращается в правду художественную, когда автор не только может сказать о се бе: «ни единою буквой не лгу»,— но и умеет найти для себя духовно здоровое начало и стремится к нему в своем творче стве. Трудно представить себе, чтобы автор рос как поэт, если бы в его творчестве ца рило неверие в торжество добра над злом. Такое мировосприятие всегда страдало замкнутостью, а путь любого автора при этом был отмечен длительным •Роптанием на месте. Характерно, что Б. Новосельцев в одном из своих- стихотворений признается; Надоело копаться в себе. Раздувать из ошибок кадило. То Плохое, что было в судьбе. Как-никак, а стихи породило. Можно теперь сказать с уверенностью — чем меньше сил в творчестве отдается ра ди того, чтобы , воскресить в памяти ста рые обиды, тем яснее, чище остается ду ховное зрение. Подобное состояние хорошо выразил Е. Евтушенко: Не тратьте время, чтобы помнить зло— Мешает это внутренней свободе, Мешает это — черт возьми! — работе, А в общем,- это хлопотно зело. Внутренняя свобода всегда помогала на строиться на волну сопереживания, со_уча- стия. Чем прочнее этот настрой, тем меньше в атмосфере творчества духа индиви дуализма, который, как известно, не спла чивает, а разобщает людей, размывает ду ховно-нравственные связи между ними.' А ведь от основательности этой связи во мно гом зависит развитие художественной ин туиции, способность проникать в психоло гический мир'другого человека, а значит, в конечном итоге — художественный уро вень произведений.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2