Сибирские огни, 1985, № 4
Страдают стихи В, Малышева и от недо статка эстетического вкуса. Известно, что тренировка вкуса — дело пожизненное. И в этом плане ему предстоит сделать нема ло. Вот несколько фраз из стихотворения' «Детство»: «Мама направлялась (проза изм) на картошку», «только кнут сподруч ней покачает» (?), «сочетанье карточной и нервной, сосуществованье двух систем» (?!). Как-то неловко, если не сказать — коряво, выглядит и такая запутанная строка; «са мопал, набитый до отказа спичками (го ловки отскоблив)». Аналогичные просчеты и в других сти хотворениях. Как сказал один современный поэт, «упрямый стих, как зверь стра шенный, угрюмо бьется под рукой». Обна деживает, однако, то, что есть у •В. Малы шева «зацепка за жизнь». Для него, ко ренного горожанина, в шуме знакомых с детства площадей, в, многоликом течении прохожих — настоящая духовная опора. В одном из стихотворений лирический ге рой, глядя на булыжники, обнажившиеся на месте взломанного асфальта, называет старую мостовую своей правдой и основой. Чувствовать под ногами не только верх нюю оболочку земли, но и более глубокие слои — символическая примета- духовного настроя лирического героя, а значит, и са мого автора. Поэзия — извечная область загадок и противоречий. Когда кто-то пишет стихи в семнадцать—девятнадцать лет, этому не удивляются, но когда за перо берется че ловек, которому перевалило за тридцать, на него иногда посматривают с недовери ем. Дескать, «для прозы это еіііе ничего, но в поэзии необходимо вдохновение, а оно свойственно молодости» (как будто вдох новение не нужно для работы над про зой!). . Но все дело в концентрации впечатле-. ний, способных по-настоящему потрясти душевный покой. Чем старше автор, тем сильнее должен быть внутренний толчок. Необходима достаточно серьезная аккуму ляция пережитого, способная возбудить тя гу к самоотдаче, самовыражению., то есть к творчеству. И ; тогда высвобождается энергия большой силы неупорядоченная, нервная. Строки дыбятся —• угловатые. Тя желые, словно лезут друг на друга льдины в половодье. Но зато ощущается непри крашенная правда жизни, ее ^горячее дыха ние. ' ^ Спросил он: Что, достиг ты цели? Скребешь напильником металл. Смотри: И кудри поредели. Ты даже ростом ниже стал. Вот я: Живу теперь — куда тамГ' А ты был первый ученик. Да я с твоим-то аттестатом В любую б щелочку проникі •» Он говорил мне. рад стараться А я жалел, себя виня, ■ Что не могу я с ним подраться — Он с детства был слабей меня. Это одно из ранних стихотворений ново сибирца Б. Новосельцева, ‘ опубликованное в 1975 году в журнале «Сибирские огнц» (№ 10). Строки привлекают прежде всего как бы растворенной в них бойцовской мужской силой. Кстати, не столь уж ред- , кое явление в поэзии, когда по стихам не возможно определить пол автора, а значит во многом и творческую индивидуаль ность, Данное стихотворение свидетельст вует об обратном. Вряд ли в нем, кроме того, можно обнаружить следы ученичест ва или экспериментаторства, свойственные начинающим. Однако настораживаеті этот лобовой прием — не слишком ли явно пре подносит автор нравственный урок? У зре лого мастера обычно не почувггвуешь назидательности. Здесь же она ничем не за маскирована, обнажена.. Но не будем за бывать — автор, вступающий в поэзию, не так уж молод, а значит, вполне естествен но, что ему есть чему поучить других. На это он имеет полное право. Однако житейская зрелость далеко не всегда' может восполнить нехватку зрело сти поэтической. Отсюда характерная «за- земленно'сть», тяготение к прозе. Автор на чисто лишает своего лирического героя таких черт, как мечтательность, отвлечен ность мышления. Он достаточно решите лен, непреклонен, самостоятелен. Трудно представить, чтобы такой лирический ге рой рассказывал о своей жизни полунаме ками, символами — от этого предохраняет его простота и безыскусность. в лесу работаю впервые. Как все же бревна тяжелы! И далеко до перерыва. И далеко до тишины. Рокочут пилы неуемно, И лес гудит над головой, А бревна гладки и объемны. Пропахли небом и тайгой. Автор пытается сделать вывод: и я даю на всю катушку. На бригадира малость злюсь. , ■ Но — пусть с меня снимает стружку ■— Я все сильнее станрвлюсь. («Работа») Последние две строки явно слабее преды дущих. Видимо, когда необходимо поднять лирическое чувство до уровня фило софски обобщенного, особенно остро ска зывается нехватка мастерства. Значит, ни какое богатство впечатлений не сможет хотя бы частично подменить художествен-, ной интуиции. Это наиболее заметно в са мых ранних стихотворениях Б. Новосель цева. С одной стороны, они привлекают достоверностью, невыдуманностью нарисо ванных картин, с другбй — наталкивают на мысль о том, что автору еще не всегда удается систематизировать, «приводить в порядок» пережитое в своик произведени ях. Для этого необходим беспристрастный, несколько отстраненный взгляд на собст венное творчество. А чтобы выработалось чувство «отстра ненности», необходима кропотливая, черно вая работа над воплощением многочислен ных образов в строгую художественную .форму. В этот период и вырабатывается чувство слова, поэтическое чутье. Какие факторы более других влияют на этот про цесс в творчестве «непрофессионалов»? Мно гое здесь зависит от мировоззренческих основ, а вернее, от равнодействующих сил, которые формируют эти основы. Одной из таких сил явилась для автора, если можно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2