Сибирские огни, 1985, № 4

Страдают стихи В, Малышева и от недо­ статка эстетического вкуса. Известно, что тренировка вкуса — дело пожизненное. И в этом плане ему предстоит сделать нема­ ло. Вот несколько фраз из стихотворения' «Детство»: «Мама направлялась (проза­ изм) на картошку», «только кнут сподруч­ ней покачает» (?), «сочетанье карточной и нервной, сосуществованье двух систем» (?!). Как-то неловко, если не сказать — коряво, выглядит и такая запутанная строка; «са­ мопал, набитый до отказа спичками (го­ ловки отскоблив)». Аналогичные просчеты и в других сти­ хотворениях. Как сказал один современный поэт, «упрямый стих, как зверь стра­ шенный, угрюмо бьется под рукой». Обна­ деживает, однако, то, что есть у •В. Малы­ шева «зацепка за жизнь». Для него, ко­ ренного горожанина, в шуме знакомых с детства площадей, в, многоликом течении прохожих — настоящая духовная опора. В одном из стихотворений лирический ге­ рой, глядя на булыжники, обнажившиеся на месте взломанного асфальта, называет старую мостовую своей правдой и основой. Чувствовать под ногами не только верх­ нюю оболочку земли, но и более глубокие слои — символическая примета- духовного настроя лирического героя, а значит, и са­ мого автора. Поэзия — извечная область загадок и противоречий. Когда кто-то пишет стихи в семнадцать—девятнадцать лет, этому не удивляются, но когда за перо берется че­ ловек, которому перевалило за тридцать, на него иногда посматривают с недовери­ ем. Дескать, «для прозы это еіііе ничего, но в поэзии необходимо вдохновение, а оно свойственно молодости» (как будто вдох­ новение не нужно для работы над про­ зой!). . Но все дело в концентрации впечатле-. ний, способных по-настоящему потрясти душевный покой. Чем старше автор, тем сильнее должен быть внутренний толчок. Необходима достаточно серьезная аккуму­ ляция пережитого, способная возбудить тя­ гу к самоотдаче, самовыражению., то есть к творчеству. И ; тогда высвобождается энергия большой силы неупорядоченная, нервная. Строки дыбятся —• угловатые. Тя­ желые, словно лезут друг на друга льдины в половодье. Но зато ощущается непри­ крашенная правда жизни, ее ^горячее дыха­ ние. ' ^ Спросил он: Что, достиг ты цели? Скребешь напильником металл. Смотри: И кудри поредели. Ты даже ростом ниже стал. Вот я: Живу теперь — куда тамГ' А ты был первый ученик. Да я с твоим-то аттестатом В любую б щелочку проникі •» Он говорил мне. рад стараться А я жалел, себя виня, ■ Что не могу я с ним подраться — Он с детства был слабей меня. Это одно из ранних стихотворений ново­ сибирца Б. Новосельцева, ‘ опубликованное в 1975 году в журнале «Сибирские огнц» (№ 10). Строки привлекают прежде всего как бы растворенной в них бойцовской мужской силой. Кстати, не столь уж ред- , кое явление в поэзии, когда по стихам не­ возможно определить пол автора, а значит во многом и творческую индивидуаль­ ность, Данное стихотворение свидетельст­ вует об обратном. Вряд ли в нем, кроме того, можно обнаружить следы ученичест­ ва или экспериментаторства, свойственные начинающим. Однако настораживаеті этот лобовой прием — не слишком ли явно пре­ подносит автор нравственный урок? У зре­ лого мастера обычно не почувггвуешь назидательности. Здесь же она ничем не за­ маскирована, обнажена.. Но не будем за ­ бывать — автор, вступающий в поэзию, не так уж молод, а значит, вполне естествен­ но, что ему есть чему поучить других. На это он имеет полное право. Однако житейская зрелость далеко не всегда' может восполнить нехватку зрело­ сти поэтической. Отсюда характерная «за- земленно'сть», тяготение к прозе. Автор на­ чисто лишает своего лирического героя таких черт, как мечтательность, отвлечен­ ность мышления. Он достаточно решите­ лен, непреклонен, самостоятелен. Трудно представить, чтобы такой лирический ге­ рой рассказывал о своей жизни полунаме­ ками, символами — от этого предохраняет его простота и безыскусность. в лесу работаю впервые. Как все же бревна тяжелы! И далеко до перерыва. И далеко до тишины. Рокочут пилы неуемно, И лес гудит над головой, А бревна гладки и объемны. Пропахли небом и тайгой. Автор пытается сделать вывод: и я даю на всю катушку. На бригадира малость злюсь. , ■ Но — пусть с меня снимает стружку ■— Я все сильнее станрвлюсь. («Работа») Последние две строки явно слабее преды­ дущих. Видимо, когда необходимо поднять лирическое чувство до уровня фило­ софски обобщенного, особенно остро ска­ зывается нехватка мастерства. Значит, ни­ какое богатство впечатлений не сможет хотя бы частично подменить художествен-, ной интуиции. Это наиболее заметно в са­ мых ранних стихотворениях Б. Новосель­ цева. С одной стороны, они привлекают достоверностью, невыдуманностью нарисо­ ванных картин, с другбй — наталкивают на мысль о том, что автору еще не всегда удается систематизировать, «приводить в порядок» пережитое в своик произведени­ ях. Для этого необходим беспристрастный, несколько отстраненный взгляд на собст­ венное творчество. А чтобы выработалось чувство «отстра­ ненности», необходима кропотливая, черно­ вая работа над воплощением многочислен­ ных образов в строгую художественную .форму. В этот период и вырабатывается чувство слова, поэтическое чутье. Какие факторы более других влияют на этот про­ цесс в творчестве «непрофессионалов»? Мно­ гое здесь зависит от мировоззренческих основ, а вернее, от равнодействующих сил, которые формируют эти основы. Одной из таких сил явилась для автора, если можно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2