Сибирские огни, 1985, № 4
Помню, репродуктор из картона сообщал о буднях фронтовых. В самые .минуты роковые так вещал, что за душу брало, чередуя пе'сни фронтовые со сводками от СовинформбюроІ Инвалиды... , Песен их надрывных хрипота под музыку и без. Трескотня полуторок — былинный гаЗогенераторнь)Х существ. Требовались навык и сноровка,— ухватясь за борт, в конце концов, пропылить отчаянно и ловко ■ на виду сомлевших огольцов. Ребятишки (помыслы пречисты, игры — отражение войны) до зубов, ну прямо террористы, до молочных вооружены; пращ с резиной от противогаза, • самопал, набитый до отказа спичками (головки отЛсоблив), , банка, начиненная ігарбидом, с дыркой посредине — в землю .врыта, к ней фитиль на прутике . и — взрыв! И далее — со всеми бытийными подроб ностями автор повествует о послевоенном детстве своего героя — мальчишки-сорви головы, каких было сотни на городских улицах, в подворотнях и скверах, ищущих приключений, жалеющих о том, что в войну обошлись без них... Не случайно, стихотворение посвящено А. Меікирору — поэту, умеющему погру жаться в. быт и, что называется, выходить сухим из него; сохранять поэтическое чув ство свободным от излишней описательно- сти, заземленности. В. Малышев умеет управлять поэтической мыслью в сюжетном стихотворении. Бурное течение фактов, событий неудержимо влечет вперед. Поэтическая же мысль, нагружен ная многочисленными предметами реального быта, подобна легкому бригу, на котором достаточно много разновеликих и тяжело весных грузов. У корабля то и дело сни жается возможность маневрирования — что очень важно при бурном течений. Кажет ся — его вот-вот захлестнет многословие и он врастет дном в бытовую реальность. Од нако автор не пытается упростить себе за дачу, зайти в безопасную гавань. Более того— он уводит поэтическую мысль на не которое время в сторону, чтобы ярче вы светить поэтический образ — «банка, начи- \ненная карбидом», как символ опасных игр аослевоенного детства. А затем умело при останавливает ее движение: ' (Опасаюсь: заключат — потворство! Прочитает юное потомство, м'астерить начнет по простоте... Это ж не с прилавка автоматы, эти шѣуки травмами чреваты, да теперь и навыки не те. ' Чику, ♦ Ч€харду*езду и зоску обволакивает забытье...) Задиристо звучит как вызов нынешниім пацанам — «навыки не те». В этом стихот- ^ворении видна получившая свое развитие индивидуальная черта *поэтического миро восприятия ав/ора — категоричность, «не преклонная» решимость, резкость поэтиче ской мысли. В стихотворении не чувствуется заданно- сти. Вот почему, без сомнения, так удачна последняя строфа: Снились героические сны! Разные мне снились. только кроме, оставляя в памяти следы, снилась кринка с выщербленной кромкой, с молоком, без примеси воды. к с годами автор не утратил напористо сти, свойственной молодым. Отсюда резкие переходы от одних сценок к другим, корот кие рубленые строкіч, отрывистая интона ция. Художественные образы как будто «прямо с улицы» — угловатые, непокор-' ные, «непричесанные». Словно только что выхваченные с наковальни детали, они еще 'мерцают окалиной, пышут жаром. Есть в таких картинах и накал страстей и дыхание жизни. Ощущение давнего, не дающего забыть о прошлом, расслабиться, и явидось в творчестве В. Малышева тем полезным «грузом», который нередко пре дохранял поэтическую мысль от беспочвен ных блужданий, отвлеченного мудрствова ния, надуманности образов. Лирический герой его стихотворений пос ледних лет осознает свою і(ровную связь с судьбами тех, кто не на словах, а на деле утверждал понятия' «долг», «честь», «Рос сия». Я Нет, не грубость, не фарс и не шик. Просто искренность выхода просит. Эту фразу — «толковый мужик» — С уваженьем народ произносит. Из глубин родословная, герб, Суть геральдик пятнадцати наций. Самый мирный: хлеб, молот и серп. Вы — потомки,крестьянских династий! Так вершите свой труд непростой Без хлопот и ненужной отваги. Нашей. Родины фонд золотой. Соль земли — мужики, работяги! Вроде бы все есть в этом стихотворении — и эмоциональный накал, и верная идея. На почему-то особого впечатления оно не производит. Кажется, что-то подобное ког да-то, где-то уже слышал. Или у С. Куняе- ва, или у Е. Евтушенко, или у того же А. Межирова, Нельзя не заметить подражательности даже в самых лучших стихотворениях В; Малышева. Вольно или невольно он, как и многие «непрофессионалы», оказывается в фарватере у маститых мастеров, идя за ними в разряженном пространстве. А мо жет, иначе уже и нельзя?.. Трудно утверж дать наверняка. Бесспорно одно — теперь, когда израсходована большая часть эмо циональной энергии в результате многолет них поисков и «пробуксовки» поэтической мысли, намного сложнее «разжигать» себя, поддерживать высокое давление в поэтиче-' ских. «котлах». Еще труднее — следовать своим курсом. Тут могут задать вопрос — а не слиш ком • ли сгущены краски? Ведь речь идет о «непрофессионалах» — может, все у них гораздо проще? Но ведь критерии качества поэзии для всех одинаковы, ибо поэзия — это не государство, состояіцее из удельных княжеств...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2