Сибирские огни, 1985, № 4
КРѴІТІЛКА ЛИТЕРАТЫРОВЕДЕНИЕ Н. Карлагин ПОЭЗИЯ «НЕПРОФЕССИОНАЛОВ» И ЕЕ ТРУДНЫЕ УРОКИ В современном литературном процессе немало сложных, подчас противоречивых явлений. Одно из них — творчество поэтов, перешагнувших сорокалетний рубеж, удач но начинавших лет пятнадцать-двадцать на зад. Речь пойдет не о тех сорокалетних поэ тах, которые систематически публикуются, выпускают сборники, — нас будет интересо вать творчество авторов, достигших этого возраста, но пока не ставших профессиона лами. В чем причина задержки их творче ского роста и позднего поэтического разви^ тия? К какому разряду или типу отнести таких авторов? Как вообще охарактеризо вать это явление? Задача эта не проста еще и потому, что вышеупомянутую категорию пишущих нель зя назвать ни начинающими (начинали они — в прямом смысле словц— около или более двух десятков лет назад), ни зрелы ми, так как новые стихи сегодня грешат нередко теми же художественными просче тами, что и «старые». Творчеству большин ства таких авторов присущ затяжной, за медленный рост качества «продукции» на ряду со значительным ко,личественным рос том (с начала творческой деятельности ины ми из них найисано гораздо больше стихо творений, чем, скажем, Тютчевым или Фе том...). Нельзя не отдать должного авторам, на протяжении длительного времени сохраня ющим, если можно так сказать, творческое самообладание, несмотря на неизбежные в подобных обстоятельствах сомнения, а, то и неверие в собственные силы. Непросто со- Служить, так не картавить, а картавить, так не служить. Народная пословица Хранить сегодня невозмутимость интонации и свежесть лирического голоса перёд лицом придирчивого читателя, которому ты зна ком по публикациям многолетней давности. Нетрудно представить, что думает чита тель: «Сорокалетье — строгая пора». Авторам и самим кажется — слабые сти хи они теперь не напишут, но, увы, такрвые продолжают рождаться. И самое печальное: нет еще собственной книжки. А без нее, что там говорить, и поэтом называть себя как-то неловко, и дальше двигаться вперед трудно. Написанные, но не опубликованные, не дошедшие до читателя стихотворения как бы продолжают звучать, жить в созна нии и душе автора. И чем больше их, тем сильнее желание освободиться од втого «балласта». Само же творчество порой пре вращается в тяжкое бремя: автор озабочен не только процессом или идеей творчества, но II тем, как бы что-то «пристроить», //«протолкнуть». (Хорошо, если у автора — надежная материальная основа, '‘ твердый нелитературный заработок. Хуже — когда он возлагает надежды на гонорары, связы вает с ними свое благополучие). Страдают авторы, тревожатся их покро- . вители, немало сил тратят те, кто «зажи мает» их рукописи. ^ Но в первую очередь, конечно, получает моральные травмы, сам автор. Он иногда готов подозревать многих в недоброже лательном отношении к себе. Собствен ные же (довольно скромные) способности
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2