Сибирские огни, 1985, № 4

КРѴІТІЛКА ЛИТЕРАТЫРОВЕДЕНИЕ Н. Карлагин ПОЭЗИЯ «НЕПРОФЕССИОНАЛОВ» И ЕЕ ТРУДНЫЕ УРОКИ В современном литературном процессе немало сложных, подчас противоречивых явлений. Одно из них — творчество поэтов, перешагнувших сорокалетний рубеж, удач­ но начинавших лет пятнадцать-двадцать на­ зад. Речь пойдет не о тех сорокалетних поэ­ тах, которые систематически публикуются, выпускают сборники, — нас будет интересо­ вать творчество авторов, достигших этого возраста, но пока не ставших профессиона­ лами. В чем причина задержки их творче­ ского роста и позднего поэтического разви^ тия? К какому разряду или типу отнести таких авторов? Как вообще охарактеризо­ вать это явление? Задача эта не проста еще и потому, что вышеупомянутую категорию пишущих нель­ зя назвать ни начинающими (начинали они — в прямом смысле словц— около или более двух десятков лет назад), ни зрелы­ ми, так как новые стихи сегодня грешат нередко теми же художественными просче­ тами, что и «старые». Творчеству большин­ ства таких авторов присущ затяжной, за ­ медленный рост качества «продукции» на­ ряду со значительным ко,личественным рос­ том (с начала творческой деятельности ины­ ми из них найисано гораздо больше стихо­ творений, чем, скажем, Тютчевым или Фе­ том...). Нельзя не отдать должного авторам, на протяжении длительного времени сохраня­ ющим, если можно так сказать, творческое самообладание, несмотря на неизбежные в подобных обстоятельствах сомнения, а, то и неверие в собственные силы. Непросто со- Служить, так не картавить, а картавить, так не служить. Народная пословица Хранить сегодня невозмутимость интонации и свежесть лирического голоса перёд лицом придирчивого читателя, которому ты зна­ ком по публикациям многолетней давности. Нетрудно представить, что думает чита­ тель: «Сорокалетье — строгая пора». Авторам и самим кажется — слабые сти­ хи они теперь не напишут, но, увы, такрвые продолжают рождаться. И самое печальное: нет еще собственной книжки. А без нее, что там говорить, и поэтом называть себя как-то неловко, и дальше двигаться вперед трудно. Написанные, но не опубликованные, не дошедшие до читателя стихотворения как бы продолжают звучать, жить в созна­ нии и душе автора. И чем больше их, тем сильнее желание освободиться од втого «балласта». Само же творчество порой пре­ вращается в тяжкое бремя: автор озабочен не только процессом или идеей творчества, но II тем, как бы что-то «пристроить», //«протолкнуть». (Хорошо, если у автора — надежная материальная основа, '‘ твердый нелитературный заработок. Хуже — когда он возлагает надежды на гонорары, связы­ вает с ними свое благополучие). Страдают авторы, тревожатся их покро- . вители, немало сил тратят те, кто «зажи­ мает» их рукописи. ^ Но в первую очередь, конечно, получает моральные травмы, сам автор. Он иногда готов подозревать многих в недоброже­ лательном отношении к себе. Собствен­ ные же (довольно скромные) способности

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2