Сибирские огни, 1985, № 4
народов мира. Таким образом, как му зыкант, .Полудницын — наследник , миро вой музыкальной культуры, сознательно ставящий себе -цели, которые по плечу только большим исполнителям творческо го диапазона... Видени^ больших просто ров — сродни душе русского человека, привыкшего к широкому размаху. Главное ' же ч—оно по росту его великой стране с ее вольными песнями, зовущими в не объятные дали. Вместе со своим верным другом, женой и помощницей Марией Григорьевной, Ко торая долгое время была ведущей его концертов и пела русские народные песни, он изъездил тысячи городов и весей нашей страны. Их, как самых дорогих и желан ных гостей, принимали в своих домах зна.менитые певцы, музыканты, актеры. Непременно надо отметить, что за эти сорок лет Мария' Григорьевна, разделив шая с ним все тяготы кочевой жизни, гордилась каждым его успехом, как мать своим ребенком, всей своей жизнью пере черкивая известный афоризм: «Делить ве селье все готовы, никто не хочет грусть делить». Она' делила с ним и то, и другое, умела заглянуть в перспективу и поддер жать в трудную минуту. Мария Григорьевна рассказывала, как однажды ОКИ задержались в Москве. Пришлось встречать Новый год в гостини це. Около часа'ночи вдруг раздался теле- фЬнный звонок. Знакомый, чуть с хрипот цой голос:' — Эх вы, сибиряки, заточили себя в та кой вечер в номере! Приезжайте ко мне, жду! Пусть Саша захватит баян. — А кто это? — спросил у жены Полуд ницын. ' — .Пидия Андреевна Русланова. — Поехали! ...Она их встречала в прихоЛей. По-преж нему статная, красивая, неличественная. — Здравствуй, мать русской песни!— наішла' нужные слова Мария . Григорьевна соответственно торжеству этого вечера. Они расцеловались, прошли в зал. Там много гостей. Среди них маршал броне- •танковых войск ^Чихаил Ефимович Кату ков, генералы, ’ артисты. Около четырех часов ночи заехал на несколько минут поздравить любимую певицу маршал Геор гий Константинович Жуков... А по ' квар тире пльщи звуки баяна. Русланова пела под аккомпанемент Полудницына. Потом вспла'Кнула: —- Где же ты был раньше, Саша? Госпо ди, как ты слыш'И'ШЪ музыку! Чудо ты юдо сибирское!.. Сердечные, благодарные слова произ несла и лауреат Ленинской премии, народ ная артистка СССР Людмила Зыкина, но несколькими годами позже, впервые встре тившись с Полудницыным в Новосибирске. Они потом еще много раз виделись у нее дома, в Москве... Шестнадцать концертов в Новосибирске и области дал Александр Полудницын вместе с популярнейшим артистом театра и кино, ныне покойным, к сожалению, Ни колаем Гриценко. ■ — Драматический актер, а как мог петь,' как тонко чувствовал музыку! — восхи щается до сих пор Полудницын,— Да еще и на разных инструментах играл. И как игр^л! Широкая, исгинно русская душа.:. В один из приездов в Ленинград Алек сандр Александрович и Мария Григорьев на застали, наконец, на месте Мравинокого. Зна.монитый дирижер помнил 'совсем юно го Полудницына по Новосибирску военной поры. Е. А. Мравинский в тот далекий- далекий день вместе с И. И. Срллертинским заседали в .комиссии, набиракшей испол нителей в концертно-эстрадное бюро Ленинградской филармонии (бюро это стало впоследствии базой для организации Новосибирской филармонии). Дошла оче редь до Полудницына. Он заиграл «Польку» • Рахманинова! В одном месте Мравинский попытался вмешаться: — Шура, ты частишь в этом месте. Надо по-другому... А что вы в этом понимаете? — раз дался в ответ ломкий басок.— Вы ведь дирижёр. И только. И вот через много лет они снова встре тились. Обнялись, Мравинский представил Полудницына оркестрантам: «Знакомьтесь, товарищи! Мой первый критик. Заявил, что я ничего не. понимаю в музыке...» То-то было смеху! А после концерта Мравинский провожал сибирских гостей, они шли по вечернему Ленинграду, вспоминая давние годы. Еще одна встреча. Группа артистов Но восибирской филармонии совершала гаст рольную поездку. Вдруг остановка не по расписанию: пассажиры и проводники за суетились; «В чем дело?». А по вагонам идет высокий офицер, спрашивая; «Кто из вас баянист Александр Полудницын?» В ру ках у него телеграмма, подписанная секре тарем обкома партии и командующим воен ным округом с просьбой выступить перед воинами... У семафора уже ждут машины. Так состоялась эта необычная поездка к воинам-ракетчикам. Полудницын едва сдерживает слезы. А вокруг стоят молодые ребята, вчерашние механизаторы н хлеборобы, токари и просто школьники, слушая рассказы Александра Александровича о далекой Сибири, о воен ных и целинных годах. И, конечно же, снова музыка; «Сказ о Байкале» и «Прощание сла вянки», валрс «На сопках Маньчжурии» и «Синий плаГочек». Особняком стоит встреча с профессором Московской консерватории, _органистом Леонидом Исаковичем Ройзманом. Вместе с женой Полудиицыну удалось попасть на его органный концерт в зале им. Чайков ского. Впечатление от концерта было огромное, и они отважились пройти ' за кулисы. Ройзмая сразу же выделил их из толпы столичных поклонников, подошел, познакомился, долго расспрашнвал. Назна чил встречу, на следующий день и подарил редчайший, существующий в стране лишь ■ в двух экземплярах клавир произведений старинных французских композиторов (вто рой находится в библиотеке им, Ленина). — Многие из этих произведений вошли потом в'МОЮ программу,— говорит Алек- , сандр Александрович. Были и другие многочисленные встречи. Все они, складываясь в яркую мозаику
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2