Сибирские огни, 1985, № 4

народов мира. Таким образом, как му­ зыкант, .Полудницын — наследник , миро­ вой музыкальной культуры, сознательно ставящий себе -цели, которые по плечу только большим исполнителям творческо­ го диапазона... Видени^ больших просто­ ров — сродни душе русского человека, привыкшего к широкому размаху. Главное ' же ч—оно по росту его великой стране с ее вольными песнями, зовущими в не­ объятные дали. Вместе со своим верным другом, женой и помощницей Марией Григорьевной, Ко­ торая долгое время была ведущей его концертов и пела русские народные песни, он изъездил тысячи городов и весей нашей страны. Их, как самых дорогих и желан­ ных гостей, принимали в своих домах зна.менитые певцы, музыканты, актеры. Непременно надо отметить, что за эти сорок лет Мария' Григорьевна, разделив­ шая с ним все тяготы кочевой жизни, гордилась каждым его успехом, как мать своим ребенком, всей своей жизнью пере­ черкивая известный афоризм: «Делить ве­ селье все готовы, никто не хочет грусть делить». Она' делила с ним и то, и другое, умела заглянуть в перспективу и поддер­ жать в трудную минуту. Мария Григорьевна рассказывала, как однажды ОКИ задержались в Москве. Пришлось встречать Новый год в гостини­ це. Около часа'ночи вдруг раздался теле- фЬнный звонок. Знакомый, чуть с хрипот­ цой голос:' — Эх вы, сибиряки, заточили себя в та­ кой вечер в номере! Приезжайте ко мне, жду! Пусть Саша захватит баян. — А кто это? — спросил у жены Полуд­ ницын. ' — .Пидия Андреевна Русланова. — Поехали! ...Она их встречала в прихоЛей. По-преж­ нему статная, красивая, неличественная. — Здравствуй, мать русской песни!— наішла' нужные слова Мария . Григорьевна соответственно торжеству этого вечера. Они расцеловались, прошли в зал. Там много гостей. Среди них маршал броне- •танковых войск ^Чихаил Ефимович Кату­ ков, генералы, ’ артисты. Около четырех часов ночи заехал на несколько минут поздравить любимую певицу маршал Геор­ гий Константинович Жуков... А по ' квар­ тире пльщи звуки баяна. Русланова пела под аккомпанемент Полудницына. Потом вспла'Кнула: —- Где же ты был раньше, Саша? Госпо­ ди, как ты слыш'И'ШЪ музыку! Чудо ты юдо сибирское!.. Сердечные, благодарные слова произ­ несла и лауреат Ленинской премии, народ­ ная артистка СССР Людмила Зыкина, но несколькими годами позже, впервые встре­ тившись с Полудницыным в Новосибирске. Они потом еще много раз виделись у нее дома, в Москве... Шестнадцать концертов в Новосибирске и области дал Александр Полудницын вместе с популярнейшим артистом театра и кино, ныне покойным, к сожалению, Ни­ колаем Гриценко. ■ — Драматический актер, а как мог петь,' как тонко чувствовал музыку! — восхи­ щается до сих пор Полудницын,— Да еще и на разных инструментах играл. И как игр^л! Широкая, исгинно русская душа.:. В один из приездов в Ленинград Алек­ сандр Александрович и Мария Григорьев­ на застали, наконец, на месте Мравинокого. Зна.монитый дирижер помнил 'совсем юно­ го Полудницына по Новосибирску военной поры. Е. А. Мравинский в тот далекий- далекий день вместе с И. И. Срллертинским заседали в .комиссии, набиракшей испол­ нителей в концертно-эстрадное бюро Ленинградской филармонии (бюро это стало впоследствии базой для организации Новосибирской филармонии). Дошла оче­ редь до Полудницына. Он заиграл «Польку» • Рахманинова! В одном месте Мравинский попытался вмешаться: — Шура, ты частишь в этом месте. Надо по-другому... А что вы в этом понимаете? — раз­ дался в ответ ломкий басок.— Вы ведь дирижёр. И только. И вот через много лет они снова встре­ тились. Обнялись, Мравинский представил Полудницына оркестрантам: «Знакомьтесь, товарищи! Мой первый критик. Заявил, что я ничего не. понимаю в музыке...» То-то было смеху! А после концерта Мравинский провожал сибирских гостей, они шли по вечернему Ленинграду, вспоминая давние годы. Еще одна встреча. Группа артистов Но­ восибирской филармонии совершала гаст­ рольную поездку. Вдруг остановка не по расписанию: пассажиры и проводники за­ суетились; «В чем дело?». А по вагонам идет высокий офицер, спрашивая; «Кто из вас баянист Александр Полудницын?» В ру­ ках у него телеграмма, подписанная секре­ тарем обкома партии и командующим воен­ ным округом с просьбой выступить перед воинами... У семафора уже ждут машины. Так состоялась эта необычная поездка к воинам-ракетчикам. Полудницын едва сдерживает слезы. А вокруг стоят молодые ребята, вчерашние механизаторы н хлеборобы, токари и просто школьники, слушая рассказы Александра Александровича о далекой Сибири, о воен­ ных и целинных годах. И, конечно же, снова музыка; «Сказ о Байкале» и «Прощание сла­ вянки», валрс «На сопках Маньчжурии» и «Синий плаГочек». Особняком стоит встреча с профессором Московской консерватории, _органистом Леонидом Исаковичем Ройзманом. Вместе с женой Полудиицыну удалось попасть на его органный концерт в зале им. Чайков­ ского. Впечатление от концерта было огромное, и они отважились пройти ' за кулисы. Ройзмая сразу же выделил их из толпы столичных поклонников, подошел, познакомился, долго расспрашнвал. Назна­ чил встречу, на следующий день и подарил редчайший, существующий в стране лишь ■ в двух экземплярах клавир произведений старинных французских композиторов (вто­ рой находится в библиотеке им, Ленина). — Многие из этих произведений вошли потом в'МОЮ программу,— говорит Алек- , сандр Александрович. Были и другие многочисленные встречи. Все они, складываясь в яркую мозаику

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2