Сибирские огни, 1985, № 4
Полудницына о огроліной тягой к фолькло ру. Вот что писали в своей книге «Расска.зы о русских народных инструментах», вышед шей несколько лет назад в Москве, Ю. Ва сильев и А. Широков; «Некоторые баянисты сочетают свою исполнительскую деятель ность с собиранием фольклора. Один из тйкнх уникальных собирателей и исполни телей— сибирский баянист Александр По лудницын. Мы спросили его, каким образом ему удалось собрать именно такой репер туар. Баянист обстоятельно и не спеша ответил: «Вот, например, приезжаю я в Омск, старинный сибирский город. Даю там концерт, а потом еду в область, в се ла.;. В любом месте всегда найдутся лю бители старинной песни... Я их внимательно слушаю. В Иркутскоій области, к примеру, совершенно своеобразный стиль песен и мелодии, иные, на Алтае совсем другое. Так и складывается у меня редкий репертуар». Именно после пребыв'ания в Омской об-' ласти, сидя однажды в непогодье на берегу Иртыша, Полудницын «подслушал» в ро коте волн вступление к «Музыкальной зарисовке о Ермаке»— то, что ему упорно не давалось уже много лет... Там же в но-, вой интерпретации родилась старинная на родная песня «Скакал казак через долину». В Иркутске на основе народной частушки «Иркутяночка» была сделана известная сейчас шнро'кому кругу профессиональных и самодеятельных исполнителей «Сибирская проходочка», а чуть позже —«Забайкаль ский перепляс». На Алтае, в Шипуяовском районе, музы кант услышал , местйые частушки, которые вош'лн потом в его «Сибирские припевки». Из собранного в различных районах края родились «Алтайские страдания»— обработ ка с блестками неповторимого, чуть груст ного народного юмора. Вот где пригодилось знание редких 'народных пословиц и пого ворок! Эта вешь одной из первых погіви- лась в записях Всесоюзного радио в це линные годы. Есть в репертуаре музыканта также Бет ховен, Гендель, Бах. Полудницын в отли чие от скептиков считает, что целеустрем ленная пропаганда серьезной музыки при носит весомые плоды. За последние годы музыкальная культура, стремительно разви ваясь, вовлекла в свою орбиту сотни ты сяч благодарных слушателей не только в городе, но и на селе. Все дело, наверное, в то.м — к а к и г р а т ь , а не что играть! Увлечение Генделем и Бахом пришло к нему давно. Понимание же их вызрело позже — то понимание, когда, не растворяя собственного «я», живешь внутри чужих, но очень близких тебе музыкальных идей и как будто забываешь, что способен что-то делать в этой музыке независимо ни от кого, сам. Но для этого надобно много и упорно трудиться, выявляя новые возмож ности произведения и инструмента, жить в жестком, а подчас и жестоком режиме, постоянно самоограиичивая себя. Отношение к работе сознается Полудни- пыным как обшественная миссия, как место в бою. Для выигрыша фигуры/ шахматист иногда жертвует пешкой сейчас, в данный момент. Так и Пол_удницын... Не берусь судить, но, быть может, и этих благих по- суждении в^е-гаки оказалось бы недосга- точно для такого подвижничества, если бы не еше одно обстоятельство: .недуг... Он не смирился с ним, постоянно развивая в себе другие чувства до предела, 'так сказать, компенсаторные возможности, глубоко за ложенные в человеке природой. И очень во многом преуспел. Один из его товарищей по филармонии оказал в этой связи , очень точно: «У него боевая о п т и м и с т и ч е с к а я выучка. Как ее не хватает многим из нас!» Не задавая этот вопрос другим, я попро- бо.вал спросить себя; а смог, бы я вот так постоянно трудиться 40 с лишним лет под ряд? Попробуйте и вы, читатель, спросить себя о том 'же... Я лично не<смог бы оста ваться с собой один на один по многу ча сов в день и тренировать, тренировать свой ум, сознание, руки, пальцы... А вот Полуд ницын смог и может! И это при всем при том, что вокруг кипит бурная жизнь, стремительный век не дает по.дчас затормозить и оглянуться, чтобы сделать соответствующие выводы. Кипят страсти в творческом мире, сталкиваются противоположные взгляды и мнения. Кто-то- выскочил вперед, стал чуть ли не законо дателем моды. Ему подражают и втайне завидуют. Подражатели лезут из кожи вон, чтобы их суденышко тоже заметили на этой волне. И надо найти в себе силы не участ вовать в этой суете, не терять из виду единственной цели. Да, громадная воля нужна для того, что бы прожить свой обычный день, не откло нившись от главного ни на йоту, спокойно решить все поставленные перед собой зада чи именно на этот день. И пусть это не звучит выспренно, но репетиции, трениров ки, саморегулирование—-та же борьба, которую каждое у т р о . надо н а ч и н а т ь заново... Одиночество можно испытывать и в людской толпе. И совсем другое дело — уединение, которого ищешь сам. Только тог да начинаешь слышать тииіину, Ъолную звуков. Как все же хочется хоть немного при близиться к отгадке творчества! Но как это сделать? Вы же помните у Полудни- цыиа: «Это просто. Надо лишь вовремя нажать пальцем нужную кнопку...» Остается повторить: «Будь благословен на музыка, позволяющая выразить разно речивые чувства многих!..» Получены ли ответы на многочисленные вопросы «как» и «почему»? Боюсь, что я на них не сумел ответить... Но на эти же самые вопросы не смог ответить в свое время даже такой - всемирно известный музыкант, как Мендельсон. На вопрос Гёте: «Почему Бах так захватил вас?» — Мендельсон ёумел произнести всего два слова: «Он гениален!» В тяготении музыканта к большим фор мам, в интераде его к отобран{ению на ционального . характера других народов прослеживается некая общая линия, свойст;- венная русской и особенно советской му зыке. Как явление творческого по.рядка, Полудницын возник и сформировался в истинно русских, а значит, интернациональ ных традициях. ГІоэтому мы слышим в его наигрышах отзвуки мелодий разных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2