Сибирские огни, 1985, № 4

Полудницына о огроліной тягой к фолькло­ ру. Вот что писали в своей книге «Расска.зы о русских народных инструментах», вышед­ шей несколько лет назад в Москве, Ю. Ва­ сильев и А. Широков; «Некоторые баянисты сочетают свою исполнительскую деятель­ ность с собиранием фольклора. Один из тйкнх уникальных собирателей и исполни­ телей— сибирский баянист Александр По­ лудницын. Мы спросили его, каким образом ему удалось собрать именно такой репер­ туар. Баянист обстоятельно и не спеша ответил: «Вот, например, приезжаю я в Омск, старинный сибирский город. Даю там концерт, а потом еду в область, в се­ ла.;. В любом месте всегда найдутся лю­ бители старинной песни... Я их внимательно слушаю. В Иркутскоій области, к примеру, совершенно своеобразный стиль песен и мелодии, иные, на Алтае совсем другое. Так и складывается у меня редкий репертуар». Именно после пребыв'ания в Омской об-' ласти, сидя однажды в непогодье на берегу Иртыша, Полудницын «подслушал» в ро­ коте волн вступление к «Музыкальной зарисовке о Ермаке»— то, что ему упорно не давалось уже много лет... Там же в но-, вой интерпретации родилась старинная на­ родная песня «Скакал казак через долину». В Иркутске на основе народной частушки «Иркутяночка» была сделана известная сейчас шнро'кому кругу профессиональных и самодеятельных исполнителей «Сибирская проходочка», а чуть позже —«Забайкаль­ ский перепляс». На Алтае, в Шипуяовском районе, музы­ кант услышал , местйые частушки, которые вош'лн потом в его «Сибирские припевки». Из собранного в различных районах края родились «Алтайские страдания»— обработ­ ка с блестками неповторимого, чуть груст­ ного народного юмора. Вот где пригодилось знание редких 'народных пословиц и пого­ ворок! Эта вешь одной из первых погіви- лась в записях Всесоюзного радио в це­ линные годы. Есть в репертуаре музыканта также Бет­ ховен, Гендель, Бах. Полудницын в отли­ чие от скептиков считает, что целеустрем­ ленная пропаганда серьезной музыки при­ носит весомые плоды. За последние годы музыкальная культура, стремительно разви­ ваясь, вовлекла в свою орбиту сотни ты­ сяч благодарных слушателей не только в городе, но и на селе. Все дело, наверное, в то.м — к а к и г р а т ь , а не что играть! Увлечение Генделем и Бахом пришло к нему давно. Понимание же их вызрело позже — то понимание, когда, не растворяя собственного «я», живешь внутри чужих, но очень близких тебе музыкальных идей и как будто забываешь, что способен что-то делать в этой музыке независимо ни от кого, сам. Но для этого надобно много и упорно трудиться, выявляя новые возмож­ ности произведения и инструмента, жить в жестком, а подчас и жестоком режиме, постоянно самоограиичивая себя. Отношение к работе сознается Полудни- пыным как обшественная миссия, как место в бою. Для выигрыша фигуры/ шахматист иногда жертвует пешкой сейчас, в данный момент. Так и Пол_удницын... Не берусь судить, но, быть может, и этих благих по- суждении в^е-гаки оказалось бы недосга- точно для такого подвижничества, если бы не еше одно обстоятельство: .недуг... Он не смирился с ним, постоянно развивая в себе другие чувства до предела, 'так сказать, компенсаторные возможности, глубоко за­ ложенные в человеке природой. И очень во многом преуспел. Один из его товарищей по филармонии оказал в этой связи , очень точно: «У него боевая о п т и м и с т и ч е ­ с к а я выучка. Как ее не хватает многим из нас!» Не задавая этот вопрос другим, я попро- бо.вал спросить себя; а смог, бы я вот так постоянно трудиться 40 с лишним лет под­ ряд? Попробуйте и вы, читатель, спросить себя о том 'же... Я лично не<смог бы оста­ ваться с собой один на один по многу ча­ сов в день и тренировать, тренировать свой ум, сознание, руки, пальцы... А вот Полуд­ ницын смог и может! И это при всем при том, что вокруг кипит бурная жизнь, стремительный век не дает по.дчас затормозить и оглянуться, чтобы сделать соответствующие выводы. Кипят страсти в творческом мире, сталкиваются противоположные взгляды и мнения. Кто-то- выскочил вперед, стал чуть ли не законо­ дателем моды. Ему подражают и втайне завидуют. Подражатели лезут из кожи вон, чтобы их суденышко тоже заметили на этой волне. И надо найти в себе силы не участ­ вовать в этой суете, не терять из виду единственной цели. Да, громадная воля нужна для того, что­ бы прожить свой обычный день, не откло­ нившись от главного ни на йоту, спокойно решить все поставленные перед собой зада­ чи именно на этот день. И пусть это не звучит выспренно, но репетиции, трениров­ ки, саморегулирование—-та же борьба, которую каждое у т р о . надо н а ч и н а т ь заново... Одиночество можно испытывать и в людской толпе. И совсем другое дело — уединение, которого ищешь сам. Только тог­ да начинаешь слышать тииіину, Ъолную звуков. Как все же хочется хоть немного при­ близиться к отгадке творчества! Но как это сделать? Вы же помните у Полудни- цыиа: «Это просто. Надо лишь вовремя нажать пальцем нужную кнопку...» Остается повторить: «Будь благословен­ на музыка, позволяющая выразить разно­ речивые чувства многих!..» Получены ли ответы на многочисленные вопросы «как» и «почему»? Боюсь, что я на них не сумел ответить... Но на эти же самые вопросы не смог ответить в свое время даже такой - всемирно известный музыкант, как Мендельсон. На вопрос Гёте: «Почему Бах так захватил вас?» — Мендельсон ёумел произнести всего два слова: «Он гениален!» В тяготении музыканта к большим фор­ мам, в интераде его к отобран{ению на­ ционального . характера других народов прослеживается некая общая линия, свойст;- венная русской и особенно советской му­ зыке. Как явление творческого по.рядка, Полудницын возник и сформировался в истинно русских, а значит, интернациональ­ ных традициях. ГІоэтому мы слышим в его наигрышах отзвуки мелодий разных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2