Сибирские огни, 1985, № 4

или иному инструменту в этом музыкальном «комбайне»? А может быть, следует по свое­ му усмотрению соразмерить и продолжить диалог или многоголосый говор сразу не­ скольких?.. Мастер знает — «когда» и «что» и делает это безупречно. Но как передать все это словами? Скульп­ тура и жи^^вопись могут запечатлеть для нас жизненный миг с той или иной степенью до­ стоверности. А музыка? Ее выразительные средства как бы лишены отчетливой, ясно­ сти литературной фразы или изображения гениального художника. Но, говорят, все по­ знается в сравнении? Попытаемся сделать это и мы. Вспомним Леонардо да Винчи и Иоганна Баха: «Тайная вечеря» и «Страсти по Мат­ фею». Как известно, даже в полуразруш'еняом состоянии «Тайная вечеря» производит не­ изгладимое впечатление. На стене трапезной Миланского монастыря, как бы преодолевая замкнутое пространство и унося зрителя в мир гармонии и величественных видёний, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия. Драма эта находит свое разрешение в общем порыве, устрем­ ленном к главному действующему лицу — мужу со скорбным лицом, который прини­ мает свершающееся предательство как н еи з-' бежное. Над линией стола каждая фигура и группа фигур — порыв, клокотание, воля и страсть, дающие во взаимном соприкоснове­ нии разряд, порождаемый общим гармони­ ческим напряжением.. Гармония — запомним это! — во всем. Гениально остановленный рукою художника миг! А Бах? Какими изобразительными средст­ вами музыки раскрывает он ту же самую тему? «Страсти» по Баху — страдания... Плав­ ное вступление. Это и понятно: на тайной вечере сидят пока еще друзья. Зрительный образ невольно сливается с музыкальным... Но вот в «пиано» врывается «форте». Тре­ вожные аккорды чуть обозначены: герой, предвидя свою судьбу, покорен ей, исполнен сознания жертвенности своего подвига. Пе­ чаль его и г - ікойствие извечны, закономер­ ны— и в этом глубокий смысл драмы по Баху... И вдруг — разряд, искра! Мощные аккорды стремительно нарастают. Прежде чем наступит утро, самый близкий предаст друга... Музыка, как и картина, тоже раз­ мыкает пространство, но в отличие от кар­ тины — от запечатленного мига — музы­ кальные средства помогают продолжить драму, переступая через этот миг.-. И вот уже слышны ропот и гнев толпы, враждеб­ ной и наэлектризованной — шествие на Гол­ гофу. И только дети, прижавшись к мате­ рям, притихли. Они сострадают... Кто-то из великих сказал: «Будь благо­ словенна музыка, позволяющая выразить разноречивые чувства многих!» Чтобы выразить радость и печаль, вы­ явить пути, следуя которым чувства сменя­ ются одно другим, всколыхнуть настроения, рожденные в глубинах сознания, Мастер с помощью инстру:ѵ>ента, с л и в а я с ь с ним, использует тональнрсти, модуляции, оттен­ ки... Но какие бы точные слова мы ни под­ бирали, они все равно не передадут полноту , чувств, воссозданных мелодией. Слова порабощают фантазию? В какой-то степени так оно и есть. А музыка взлетает в свободном порыве, поэтическая идея в ее передаче выходит на передний план — и ис­ чезают посредники, волей-неволей искажаю­ щие наши чувства при попытке выразить их. Наше подсознание сохраняет свою роль, ему не нужны толкователи... Короче говоря, цельность восприятия достигается средства­ ми, у живописи и литературы ограниченны­ ми, и у одной лишь музыки б е с к о н е ч ­ н ыми . Вы слышите в мелодии голоса минувше­ го? Я слышу в ней голос бурь, в. ней для мс: ня .—ветер странствий, И не будем спорить! Главное, эта музыка заво.раживает. Почему? Потому, наверное, что ’ переплетается с са­ мыми дорогими -для нас воспоминаниями и ассоциациями. Есть какая-то , закономер­ ность в том, что образы возникают наикрат- чайшИ'М путем. Люди находят для всякой ве­ щи символ, который наиболее кратко и бы- стро'выражает Состояние души. А музыка помогает распуститься сказочным цветам человеческого воображения... Переехав из Барнаула в Новосибирск в начале 1961 года, Полудницын не сразу за­ воевал ту же популярность, что и на старом месте. Одно в его программах принималось специалистами сразу, другое вызывало спо­ ры. А^ некоторым, скажем прямо, мешала спокойно жить талантливость новою испол­ нителя Новосибирской филармонии. После него на ту же площадку уже не выйдешь с «заезженными» номерами: Слушателя не обманешь... Поэтому и палки в колеса ста­ вили, и общественное мнение «пытались» создать соответствующее. . А Полудницын продолжал работать. К че­ му бесполезные споры? Правота доказыва­ ется не словами... Через некоторое время на областном радио появились десятки записей в его исполнении, вошедшие в золотой фонд Сибири. Множились записи и на Всесоюз­ ном радио. Венцом этой подвижнической деятельности стало свыше 60 грампласти- ,нок фирмы «Мелодия», о которых мы уже говорили, ставшие редкостью, радостной на­ ходкой для коллекционеров. В процессе работы над материалом у меня «е раз возникал вопрос: а сыграла ли хоть какую-то' роль п р е е м с т в е н н о с т ь в том, 'что Полудницын появился на смену из­ вестному сибирскому баянцсту Ивану Ива­ новичу Маланину? ^ Понимаю, что Полудницын превзошел старого Мастера, но это естественно, жизнь не стоит на месте... В этой связи интересную мысль высказал известный сибирякам ком­ позитор Валентин Левашов. А.смысл ее та­ ков: людям часто кажется, что вот, мол, на смену одному мастеру пришел другой, под­ хватил знамя и пошел, как говорится, даль­ ше. Но за этой внешне традиционной фор­ мулировкой кроется большее. Уже при ста­ ром Мастере появляются не всегда заметно новые преемники.,Их силы, а иногда и спо­ собности, не столь велики или не успели раз­ виться. Но они, преемники, хорошо чувству­ ют новое и пытаются в чем-то превзойти Мастера. И, главное, их уже не единицы. Они как маленькие ручейки пробивают себе русло к большой реке, питая ее своими со­ ками. Такова предтёча нового Мастера... Понятно, что преемственность не рожда­ ется на пустом месте. За последние 10—15 лет в Новосибирске появилось несколько очень сильных музыкантов-баяннстов, став

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2