Сибирские огни, 1985, № 4
открытым забралом, вооружившись челове колюбивым терпением. Во имя музыки! ПРИЗНАНИЕ «Б ез гордости велик и важен, б ез чинов, , на п о л ьзу общ ую всегда, везд е готов». К. Б а тю ш к о в Сейчас только советская промышленность выпускает около полумиллиона баянов в год, не сбитая гармоней и аккордеонов. Се годня на баяне играет, по официальным данным, около пяти миллионов любителей и профессионалов. Сейчас, когда обучение Де тей на фортепиано стало чуть ли не по вальным, многие все же отдают предпочте ние прекрасному инструменту — баяну. И это не случайно. Современный баян, осо бенно выборный, многотембровый, не усту пает в выразительных средствах и возмож ностях даже концертнЬму роялю. А слож нейшие переложения произведений для ор гана? Тут фортепиано ни в какое сравнение не идет с баяном! Другое дело — кто играет и как играет. ...Торжественные звуки органа неожидан но сменяются игривым голосом фаго+а, в него вплетается концертино. Короткая пауза и характерный перебор баяна. И снова органная музыка Баха. ,Она плывет по лест ничным пролетам Всесоюзного дома звуко записи. Облокотившись на перила, Иван Семено вич Козловский внимательно и в то же вре мя чуть недоверчиво прислушивается. Народный артист — частый гость в этом храме звуков. Он знает: органа здесь нет. Откуда же тогда,он появился? И потом,-по чему в торжественное звучание органа впле тается баян? Странно... Внимательно рассматривает Иван Семено- . ВИЧ необычный инструмент. Вот оно что! Те перь все понятно. И орган, и фагот, и флей-, та, и кларнет, и концертино — все в одном баяне. — Инструментйк-то, поди, дорогонько обошелся? — спрашивает Козловский,' при глядываясь к сибирскому баянисту. — Да считай, без штанов остался! — на прямую, как всегда, «рубит» Александр Александрович.— Как говорится, без денег в город — сам себе ворог. Козловский смеется. Ему нравится новый,^ знакомый. Иван Семенович даже предлага ет ему деньги взаймы. ' '. — Перебьемся! — басит Полудницын. — Тогда поиграйте еще что-нибудь,— просит Козловский. , , Инженеры и техники звукозаписи \ взды хают. Режиссер хватается за голову: у него все рассчитано по минутам... Да куда там! Иван Семенович уже напевает «Калинуш ку». Знаменитому певцу так нравится звуча ние баяна и тонкая игра сибиряка, что он тут же дает знак режиссеру и техникам: «Записывайте!» Таким, образом, на Всесоюзном радио по- • явились записи удмуртских народных песен и русской «Калинушки»^ в исполнении И. С. Козловского под аккомпанемент А. А. По лудницына. Прошло более двух десятилетий. А мело дии эти, вошедшие в золотой фонд Всесоюз ного радио, неизменно повторяются по просьбе радиослушателей. Через несколько лет после того Полудницыну предложили выступить для американских радиослушате лей. С тех пор, какие бы ни дули на Западе ветры, свыше 70 радиостанций Америки и Канады вновь и вновь несут в эфир русские ■и сибирские наигрыши в исполнении замеча тельного сибирского баяниста, Композитор В. Левашов, ведущий про граммы «Песня далекая и близкая» Цент рального телевидения: «Это прекрасный музыкант, чувствующий тончайшие оттенки мелодии. Мне особенно. нравятся народные песни в его интерпрета ции. И вот почему. Песня, при своей, каза лось бы, локальности, оказывает прямое влияние на мысли и чувства людей. Не слу чайно в человеческой памяти те или иные исторические события, как и события лично го характера, часто ассоциируются с песней. Она звучит для нас как наша история, несу щая в себе заряд гуманизма, гражданствен ности, патриотизма. И Александр Полудни цын делает это бережно и безупречно».' Пропаганде русских народных песен По лудницын . отдал всего себя — и огромный опыт свой, и лирический дар, и жар души. Сюда, словно в окончательную переплавку и литье, пошли его слуховая изощренность, виртуозная техника, но прежде всего — острое чувство родной истории, его Сибири, его России. ...У старых охотников-профессионалов бы товал раньше термин «штучное ружье», дру гими словами — заказное. Сейчас в этом от пала нужда: серийное оружие, выпускаемое промышленностью, уступает штучному раз ве только в декоративном оформлении. Дру гое дело — музыкальный иічгтрумент, такой, как баян. Известные музыканты до сих пор заказывают себе «штучные» баяны, лучшие ’ образцы которых поступают потом в серий ное производство. Стоимость «штучных» ис числяется иногда трех- и четырехзначными цифрами.' Но и серийные этого типа не де шевы. За его большую концертную жизнь у Александра Полудницына было несколько инструментов, сделанных по особому заказу. Сейчас у него новый инструмент, сконст руированный на Кировской фабрике масте ром Н. Ф. Самоделкиным, кавалером ордена Ленина. Называется инструмент полностью так: «Двадцатирегистровый многотембро вый готово-выборный баян». Если внимательно присмотреться, то внешне он, пожалуй, даже проигрывает двум ранним, в нем как брі меньше «солид ности». Но зато больше изящества и -той са мой целесообразности, без которой любой дорогостоящий инструмент был бы просто не мил владельцу. Все под рукой, все оправ дано конструктивно! Мастер создал инструмент для Мастера. В баяне этом соединилось, казалось бы, не соединимое. Напевы кларнета, флейты, го боя, органа и даже виолончели. Две оркест ровые группы — духовые инструменты и струнные сплетаются в сложных узорах классических и народных мелодий. Но еще и орган!_ Когда, в кахое время переключить кнопку-регистр ,и предоставить слово тому
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2