Сибирские огни, 1985, № 4
осенних распутиц? Тогда казалось, что мы и вовсе из этих командировок не вылазили. Пбмню, как в 1956 году неоднократные уве домления о явке в военкомат не заставали меня дома. Наконец, грозное начальство по звонило в редакцию. И пришлось моему ре дактору подписывать для военкомата справ ку, которую я до сих пор ПОМ.НЮ наизусть; «Такой-то, в таком-то году находился 189 дней в командировках. Столько же дней ему потребовалось для обработки командиро вочных материалов». Хмурый майор долго вчитывался в этот документ, потом рассме ялся; «Выходйт, ты работал 378 дней в го ду? Перебор получается!..» Но это, так сказать, для иллюстрации. . Уверен, что в случае надобности подобный документ могли бы выдать в то время и По- лудницыну. Д а он и сейчас не сидит на ме-' сте. Вот свидетельство газеты «Советская Сибирь»: «...Л ета Пахари, доярки, пастухи вернулись только с темнотой. Концерт на чался около полуночи... А через два часа после концерта, едва рассвело, из окон рай онной гостиницы полились звуки баяна. По- лудницын репетировал...:^ Я спросил: «Ты помнишь эту заметку?» , . — А как же, конечно, помню. Начал иг рать и вдруг почувствовал: в этом месте «Сибирского сказа о Байкале» музыкальную _ фразу надо перестроить. Пальцами у ж е " знал, как надо это сделать! — восклицает он.— Вернулся с концерта, устал, рубашка мокрая. А .не спится. —: В пальцах зуд? — смеюсь я. — Да еще Какрй! Взял баян... и не заме тил, как утро проскочило. Помню только, в окно петухи‘пели. Я их поддразню на инст рументе, умолкнут. Слушают. Замолчу, они опять поют! Понимают, значит. Короткие, рубленые фразы свойственны разговору Полудиицына. Он их произносит, а сам словно к ним прислушивается: вер ная ли тональность взята? А то вдруг оста новится посреди разговора, будто проигры вает для себя сказанное, потом. дальше начинает вязать свою неторопливую речь. Я ему однажды; «Ты как дипломат! Ничего лишнего стараешься не сказать». — А зачем? — пробасил ' он.— Болтунов- то... вон сколько развелось! Сидишь на соб рании, а он плетет, плетет... Спроси на дру гой день, сам толком не помнит, о чем говог рил. А время-то... сио уходит!.. Мне порой кажется, что он и к телефон- ном"^ разговору готовится прежде, чем снять трубку. Отличная это привычка — ценить свое н чужое время! В этом он весь, сжатая пру жина. Непрестанное давление. У него и ме тоды работы такие же. Иной поставит перед собой большую задачу и — напролом! По- лудницын не таков. Эта «сверхзадача» им, безусловно, учтена. Но она — там, далеко, как манящая звезда. Продвижение же к ней' разложено на маленькие полустанки и стан ции, на которых обязательно надо остано- , виться и произвести соответствующий тех осмотр. Потом — снова в путь!.. Помните, у поэта: «С кем протекли его боренья? С са мими собой. С самим собой...» Словом, дистанцию от замысла до его. практического воплощения он как бы вычис ляет. А мечты и фантазии, если и вырыва ются за пределы задуманного, то это лишь огни, освещающие путь. Повседневность, сжатая твердым распорядком дня... Каждое утро начинается с. зарядки. По том мытье полов. Легкий завтрак, после — три-четыре часа Полудницын проводит с баяном. ' Подобная повседневность стала для него с п о с о б о м существования. Из интервью с А. М. Кацем: «Он трудится всегда. Такое служение бая ну, искусству вызывает огромное уважение и восхищение даже в среде специалистов. Главное же — это очень хороший, я бы ска зал, открытый урок для молодежи. И в этом значение жизни и творчества Александра Полудиицына трудно переоценить». Бертольд Брехт во взаимоотношениях с товарищами по работе придерживался, как он'это называл, «мостового принципа». Мо сты выдерживают, говорил он, определен ную нагрузку, но коэффициент надежности их гораздо выше запланированного. Так должны работать и люди, если им эта Р|Эбо- та нравится. Вполне применим этот прин цип и к Полудницыну. Он многого требует от людей, работающих с ним, но еще более требователен к себе. . Оценивая его напряженную деятельность и оперируя такими понятиями, как «мужест- - во», «воля», «человеколюбие» и т. д., ловишь себя на том, что истертые эти слона не вы ражают полностью того, что хочешь сказать об этом человеке. Мы с ним однажды долго беседовали на эту тему — о девальвации не которых словесных и даже музыкальных фраз в современных песнях, которые звучат" с эстрады. . — Не пускать халтуру на эстраду, не пускать песни-близнецы, которые стали очень часто появляться в телефильмах, осо бенно на производственную тему, для этОго нужно мужество,— убежден Александр Александрович. Помолчав, он повторяет: — Мужество и смелость. Потому что в искус стве современные молодчики стали воевать с опущенным забралом, прячась за большие авторитеты. И. надо воевать с первыми, не боясь вторых, В этой связи он вдруг вспоминает, как го ворил о мужестве Соллертинский в военные годы. — Зал полон людей в военной форме,— оживляется Полудницын,— а Соллертин- ский'им: «Мужество всегда украшало чело века, особенно мужчину, но учтите, друзья, ^ что еще Платон в свое время ставил его на последнее место среди прочих людских доб родетелей...» — А как он расшифровывал эту мысль? — Он говорил о том, что само это поня тие сложилось не из очень красивых поступ ков в человеческой истории. — Что же Соллертинский, то бишь Пла тон, ставил на первое место? — Человеколюбие! И я с этим согласен,— басит Полудницын. Вероятно, именно такой способ существо вания, этот «мостовой» принцип, вопреки мятежу обстоятельств, вопреки тому, что мешает идти вперед, не может порой не тя готить тех, кто находится рядом с ним по стоянно... Но к чести его, он всегда воюет с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2