Сибирские огни, 1985, № 4
играл,— так и пишите,— очень плохо, но слушали как завороженные. Люди так тос ковали по мирной жизни, по искусству, что пусть у нас, артистов,’не всегда хватало умения, но сил для них не жалели, не .экономили». Играл «очень плохо»... Оставим на со вести Мастера это высказывание. Но вот раненому Зиновию Гердту игра его запом нилась!.. А вот мнение профессионального музы канта. Заслуженный деятель искусств РСФСР, композитор Г. Иванов: «В обра ботках его нет ничего лишнего. Все логич но, без претензий на оригинальность, кото рая очень часто переходит у отдельных му- 'зыкантон в экстравагантность. Все свежо, искренне, по-своему. Это музыкант большой культуры, кругозора и размаха». не искал и не ищет для себя никаких благ. Скромность, непритязательность в жизни и в быту выгодно отличают Александра Александровича и жену его, Марию Гри горьевну, от многих и многих, причисляю щих себя к клану служиі^лей муз. Качества эти, унаследованные ПоЛудни- цыным от матери, очень органично сочета ются у него с доброжелательностью, прежде всего, безотчетным умением точно избирать верную дистанцию между собой и встреча ющимися с ним людьми, находя для каж дого случая единственно правильную фор му поведения. Нет, он может . и' вспылить, и жестко отчитать любого, но' — по делу. Такая черта воспитывается, скорей всего, в обстановке постоянной занятости, когда надо;уметь ценить свое и чужое, время, в привічке трудиться с детских лет. СТАНОВЛЕНИЕ * ' «Помимо искусства почти нет никаких д р уги х способов воспитать человече ские эмоции, а следовательно, и чело. веческую волю ». * А. Л у н а ч а р с к и й Прямота высказываний, суждений и, в то же время, скромность — неотъемлемые чер ты характера Александра Александровича. Наверное, поэтому товарищи по работе в Новосибирской государственной филармо нии добрых полтора десятка лет избирают Полудницьша в местный комитет. Был он и заместителем председателя комитета проф союза. Можно только представить, какая это была для него нелегкая ноша. — Приходилось помнить основные доку менты чуть ли не наизусть. Заявления, просьбы буквально «перелистывал» в своей памяти, вплоть до порядковых номеров и дат,— вздыхает он. Спрашиваю: «А почему до сих пор вздыхаем?» — Так ведь артисты-то,— с расстановкой произносит он,— артисты-то — это большие дети. На ровном месте спотыкаются и кров но обижаются’ по пустякам. Трудный мы народ... Эту фразу о больших детях я подбросил как-то актеру Новосибирского театра муз- комедии Котлярову. Комик по амплуа, он смешливо сморщился: «Все правильно, но я добавил бы — и сукины дети тоже...» При следующей встрече с Полудницыным я пе редал ему «поправку» Котлярова. — А что?— рассмеялся Александр Алек сандрович.— В то время и я бы-подписал ся под этими словами, да должность не позволяла... Думаю, что и оказал бы он, и подписал ся, если этого потребовали бы обстоя тельства. Он и сейчас может набрать номер теле фона самого высокого дЪлжностного лица (я тому свидетель) и представиться: «Вас беспокоит гармонист Полудницын...» И че ловек этот на другом конце провода, улыб- нувш'ись, наверное, постарается выполнить просьбу заслуженного музыканта, потому что просьба его, как всегда, не о себе, нет, она — о товарище по работе... Он никогда. Народны'й артист РСФСР, профессор Арнольд Кац: «Мне всегда нравятся его выступления на заседаниях художественного совета Но восибирской филармонии, где он оценивает творчество других. Поражает, с одной сто роны, бескомпромиссность его высказыва ний, а с другой — больш'зя чуткость к лк>- дям, какое-то врожденное ощущение .верной позиции на каждый момент. Это очень цен ное качество. И очень важно, что к его мне нию всегда прислушиваются, к мнению на стоящего человека и больш'ого музыканта». Первые наши встречи с Александром Александровичем и Марией Григорьевной произошли в годы целинной эпопеи на Ал тае. Мне, тогда корреспонденту «Алтайской правды», а позже краевого радио,, приходи лось часто бывать в командировках. Но- чедал иѵна столах в сельсовете с газетной подшивкоій под головой, и на продавленных диванах колхозных и совхозных ь ^ т о р , которые нередко, можно сказать, еще хра нили тепло от побывавших здесь накануне артистов краевой филармонии. Незабываемое и благословенное время!.. Я еще только издали видел тогда в район ных и сельских клубах, на полевых станах, а то и прямо на полосе у комбайнов, если совпадали наши маршруты, уже настоящую целинную знаменитость. Помню, в одном из хозяйств Волчихинского района на двери конторы увидел объявление,’ написанное от руки: «Сегодня в 10 часов вечера концерт Заслуженного Артиста Сибири Александра Полудницына». Он был тогда уже по праву З а с л у ж е н н ы м А р т и с т о м С и б и р и , на стоящим народным артистом. .Мы все еще не были знако.мы коротко, не представлялось такого случая, но репер туар его концертов мне был хорошо зна ком, а игра, манера исполнения нравились безоговорочно... Позже, гораздо позже, я опроішу у «его: «Саша, предположительно ' ^хотя бы, сколько концертов дал ты в самые первые целинные годы?» — А кто их считал тогда?—'прямодушно ответит он.— Может быть, тысячу, а то и все две. Вот именно, «кто их считал»... Кто считал наши командировки, выезды в глубинные районы, в хозяйства — на лошадях, на трак торах в беспролазнуіо грязь весенних или
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2