Сибирские огни, 1985, № 4
в новой обстановке переход Саши от детства к отрочеству произошел стреми тельно. Переступив порог школы, он как бы перешагнул несколько крутых ступенек жизненной лестницы, по которой ему пред стояло еше подниматься и подниматься. ■Слова эти правомер'Ны хотя бы потому, что необходимо было нагонять упущенное, по- ста.ви.в для себя твердую задачу: год — за два! И он выдержал этот темп до конца. Перелистывая газетные материалы раз ных лет с заметками и статьями об Алек сандре Полудницыне, я выявил закономер ность: если бы, мол, не встретились ему настоящие воспитатели, может быть, и не состоялся бы тот Полудницын, которого мы знаем сейчас.-.. Как знать,- не подбросил ли эту мысль газетчикам сам ■Александр Александрович? Скорее всего, так и есть. По натуре добрый и отзывчивый на чу жую беду, он не мог не встретить, конечно же, на своем пути людей, подобных себе. Но, как говорится, на бога надейся, а сам не плошай. Никто -не станет с тобой во зиться, если ты сам не захочешь стать че ловеком. Воспитание воли — процесс внут ренний, зависящий прежде всего от тебя самого... А на воспитателей ему действи тельно везло. Татьяна Михайловна Маркова пришла в эту школу по комсомольско.му набору. Еще. наверное, как говорится, по зову ду- Ш'И. И с первых же шагов стала приучать своих подопечных к самостоятельности. — Поначалу она показалась мне требо вательной до безжалостности,-'-вспоминает Александр Александрович.— Кровать . за правь без единой морщинки, будь всегда опрятен, улицу переходи без помощи дру гих... А что? Молодец! Так «ас и надо было воспитывать!.. Что ж, наверное, это правильно, когда в такой школе учат игре в бильярд (ориен тирование в пространстве?), другим полез ным навыкам, необходимым для умения быть независимым от сложившнхся обсто ятельств, находить прочное место в жизни. С большой теплотой и сердечностью от зывается Полудницын и о преподавателе музыки Николае Васильевиче Лужине, уче-. нике великого русского композитора Рубин штейна. Это с его помощью юный балала- ечннк начал переквалифицироваться в бая ниста, познавая азы классической музыки. — Люди, восприимчивые к гармонии зву ков,— любил повторять учитель,— должны постояінно заниматься музыкой, чтобы про никнуться ее величием. Полюбишь классику, станешь музыкантом... Полуголодные сутки ребят были заполне ны ёмко. Учеба, специальные уроки, заня тия музыкой, ежедневные выступления в цехах заводов и фабрик, в военных госпи талях, «Седое с детства поколенье»,— ска жет в те годы поэт Илья Сельвинский. Но были и моменты, запомнившиеся на всю жизнь, послуживш'ие трамплином и основой для постоянного самосовершенст вования в дальнейшем. Новосибирск в военные годы стал, как извес.тао, времен ным пристанищем многих видных деятелей искусства и художественных коллективов. За два сезона Полудницын не пропустил поч ти ни одного концерта симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского, лекции- беседы блистательного музыковеда Сол- лертинского. — Литературу древних олицетворял ве ликий Гомер — отец всех поэтов,— так обычно начинал свои выступления И. Сол- лертинский.— .Философия той .эпохи пред ставлена двумя величайшими мужами — Платоном и Аристотелем. Мате.матика и астрономия — Пифагором и Птолемеем. Но закончил этот цикл родоначальник гармо нии и закона благозвучия — Орфей. Р я дом с великими мужами древней истории мифологический герой поставлен не случай но: гармония объединяет все музы, роднит труд с искусствам. Гармония — символ того совершенства, которое будет когда-либо до стигнуто человечеством. — Это было что-то необыкновенное!— до сих пор восторгается Полудницын. ...Ныне известный .актер театра и кино Зиновий Гердт через много лет, отстоящих от той поры, побывает на концерте приехав шего в Москву, на Всемирный форум моло дежи Александра Полудницына. И неж данно для самого себя вспомнит военный госпиталь, находящийся тогда в здании Но- восибирокой высшей партийной школы, тяж е лораненых товарищей' по палате. Вспомнит, как худенький долговязый мальчик играл иім на баяне буквально все, что его проси ли,— иѴСиний платочек», и «Землянку», и «Темную ночь», и «Дороги»... Но, может быть, он ошибается, ведь столько лет прош ло?.. Гердт так и не подойдет к Полудницыну. А еще через годы, приехав на юг, он вновь поіпадет на выступление Александра По- • лудницына, услышит его «Сибирские про воды» и скажет: «Да, это тот самый маль чик из 1945-го года! Я не ошибся...» Кажется, я рассказывал об этом случае Полудницыну. А вспомнил его потому, что именно с тех военных лет, на границе отро чества и юности, началась профессиональ ная коицерте^ая деятельность музыканта. Продолжая учиться и выступать, он вместе с товарищами акадно впитывал все полезное, что ему мог дать в те годы Но восибирск театральный и музыкальный: концерты, лекции, спектакли Ленинградско го театра драмы им. Пушкина. Одним из самых ярких впечатлений той поры стала для юного Полудницына на сцене только что открывшегося оперного театра Кармен в исполнении Лидии Мясниковой. И вот позади специальная школа-деся- тнлетка. Снова — Черепановский район, где он был принят на работу в базировавішийся там Новосибирский кукольный театр. Здесь впервые Александр Полудницын стал писать музыку к спектаклям — и не только дет ским, В репертуаре были и Островский, и Чехов. — Театр все время проводил на коле сах,— улыбается Полудницын,— вернее, де корации, которые возили на волах. А мы, в основном пятнадцати-, шестнадцатилетние парни и девчата, месили грязь пешком. В одном из кедавних интервью корреспон-- денту «Советской Сибири» артист о той поре вспоминал так: «Аудитория была — женщины и дети, много эвакуированных. А как свято принимали они_ классику: ■Рах манинова, Бизе, произведения которых я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2