Сибирские огни, 1985, № 4

в новой обстановке переход Саши от детства к отрочеству произошел стреми­ тельно. Переступив порог школы, он как бы перешагнул несколько крутых ступенек жизненной лестницы, по которой ему пред­ стояло еше подниматься и подниматься. ■Слова эти правомер'Ны хотя бы потому, что необходимо было нагонять упущенное, по- ста.ви.в для себя твердую задачу: год — за два! И он выдержал этот темп до конца. Перелистывая газетные материалы раз­ ных лет с заметками и статьями об Алек­ сандре Полудницыне, я выявил закономер­ ность: если бы, мол, не встретились ему настоящие воспитатели, может быть, и не состоялся бы тот Полудницын, которого мы знаем сейчас.-.. Как знать,- не подбросил ли эту мысль газетчикам сам ■Александр Александрович? Скорее всего, так и есть. По натуре добрый и отзывчивый на чу­ жую беду, он не мог не встретить, конечно же, на своем пути людей, подобных себе. Но, как говорится, на бога надейся, а сам не плошай. Никто -не станет с тобой во­ зиться, если ты сам не захочешь стать че­ ловеком. Воспитание воли — процесс внут­ ренний, зависящий прежде всего от тебя самого... А на воспитателей ему действи­ тельно везло. Татьяна Михайловна Маркова пришла в эту школу по комсомольско.му набору. Еще. наверное, как говорится, по зову ду- Ш'И. И с первых же шагов стала приучать своих подопечных к самостоятельности. — Поначалу она показалась мне требо­ вательной до безжалостности,-'-вспоминает Александр Александрович.— Кровать . за­ правь без единой морщинки, будь всегда опрятен, улицу переходи без помощи дру­ гих... А что? Молодец! Так «ас и надо было воспитывать!.. Что ж, наверное, это правильно, когда в такой школе учат игре в бильярд (ориен­ тирование в пространстве?), другим полез­ ным навыкам, необходимым для умения быть независимым от сложившнхся обсто­ ятельств, находить прочное место в жизни. С большой теплотой и сердечностью от­ зывается Полудницын и о преподавателе музыки Николае Васильевиче Лужине, уче-. нике великого русского композитора Рубин­ штейна. Это с его помощью юный балала- ечннк начал переквалифицироваться в бая­ ниста, познавая азы классической музыки. — Люди, восприимчивые к гармонии зву­ ков,— любил повторять учитель,— должны постояінно заниматься музыкой, чтобы про­ никнуться ее величием. Полюбишь классику, станешь музыкантом... Полуголодные сутки ребят были заполне­ ны ёмко. Учеба, специальные уроки, заня­ тия музыкой, ежедневные выступления в цехах заводов и фабрик, в военных госпи­ талях, «Седое с детства поколенье»,— ска­ жет в те годы поэт Илья Сельвинский. Но были и моменты, запомнившиеся на всю жизнь, послуживш'ие трамплином и основой для постоянного самосовершенст­ вования в дальнейшем. Новосибирск в военные годы стал, как извес.тао, времен­ ным пристанищем многих видных деятелей искусства и художественных коллективов. За два сезона Полудницын не пропустил поч­ ти ни одного концерта симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского, лекции- беседы блистательного музыковеда Сол- лертинского. — Литературу древних олицетворял ве­ ликий Гомер — отец всех поэтов,— так обычно начинал свои выступления И. Сол- лертинский.— .Философия той .эпохи пред­ ставлена двумя величайшими мужами — Платоном и Аристотелем. Мате.матика и астрономия — Пифагором и Птолемеем. Но закончил этот цикл родоначальник гармо­ нии и закона благозвучия — Орфей. Р я­ дом с великими мужами древней истории мифологический герой поставлен не случай­ но: гармония объединяет все музы, роднит труд с искусствам. Гармония — символ того совершенства, которое будет когда-либо до­ стигнуто человечеством. — Это было что-то необыкновенное!— до сих пор восторгается Полудницын. ...Ныне известный .актер театра и кино Зиновий Гердт через много лет, отстоящих от той поры, побывает на концерте приехав­ шего в Москву, на Всемирный форум моло­ дежи Александра Полудницына. И неж­ данно для самого себя вспомнит военный госпиталь, находящийся тогда в здании Но- восибирокой высшей партийной школы, тяж е­ лораненых товарищей' по палате. Вспомнит, как худенький долговязый мальчик играл иім на баяне буквально все, что его проси­ ли,— иѴСиний платочек», и «Землянку», и «Темную ночь», и «Дороги»... Но, может быть, он ошибается, ведь столько лет прош­ ло?.. Гердт так и не подойдет к Полудницыну. А еще через годы, приехав на юг, он вновь поіпадет на выступление Александра По- • лудницына, услышит его «Сибирские про­ воды» и скажет: «Да, это тот самый маль­ чик из 1945-го года! Я не ошибся...» Кажется, я рассказывал об этом случае Полудницыну. А вспомнил его потому, что именно с тех военных лет, на границе отро­ чества и юности, началась профессиональ­ ная коицерте^ая деятельность музыканта. Продолжая учиться и выступать, он вместе с товарищами акадно впитывал все полезное, что ему мог дать в те годы Но­ восибирск театральный и музыкальный: концерты, лекции, спектакли Ленинградско­ го театра драмы им. Пушкина. Одним из самых ярких впечатлений той поры стала для юного Полудницына на сцене только что открывшегося оперного театра Кармен в исполнении Лидии Мясниковой. И вот позади специальная школа-деся- тнлетка. Снова — Черепановский район, где он был принят на работу в базировавішийся там Новосибирский кукольный театр. Здесь впервые Александр Полудницын стал писать музыку к спектаклям — и не только дет­ ским, В репертуаре были и Островский, и Чехов. — Театр все время проводил на коле­ сах,— улыбается Полудницын,— вернее, де­ корации, которые возили на волах. А мы, в основном пятнадцати-, шестнадцатилетние парни и девчата, месили грязь пешком. В одном из кедавних интервью корреспон-- денту «Советской Сибири» артист о той поре вспоминал так: «Аудитория была — женщины и дети, много эвакуированных. А как свято принимали они_ классику: ■Рах­ манинова, Бизе, произведения которых я

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2